The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Кто имеет уши слышать, да слышит!

Это показывает, что имеющие духовные уши должны понимать это духовно. Поскольку многие имеют уши не для того, чтобы слушать, то и присовокупляет: «кто имеет уши слышать, да слышит», то есть имеющий духовные уши, чтобы слушать о духовном.

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, о кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Видя большую неясность в словах Христа, ученики, как общие попечители народа, приступают с вопросом. Он же говорит: «вам дано знать тайны». То есть: поскольку вы имеете расположение и старание, то вам дано, а тем, как не имеющим старания, не дано. Принимает обыкновенно тот, кто просит: «Просите, – сказано, – и дано будет вам» (Мф. 7, 7). Смотри же, как здесь Господь предложил (всем) притчу, а приняли ее одни ученики. Итак, хорошо сказал Господь, что знание дается и приумножается тому, кто имеет старание, а кто не имеет старания и надлежащего смысла, у того взято будет и то, что он думал иметь; то есть хотя кто и малую искру добра имеет, то и ту погасит своею леностью, не стараясь раздувать и разжигать ее духом и духовными делами.

Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют.

Вникни в это, ибо здесь разрешается вопрос тех, которые говорят, что иные бывают злы по природе и от Бога. Сам, говорят, Христос сказал: «вам дано знать тайны», иудеям же не дано. Отвечаем с Богом: Бог дает всем естественную способность разуметь должное. Он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9), а омрачает нас наша воля. Это самое здесь и показывается. Христос говорит, что естественно, зрячие, то есть созданные от Бога способными понимать, не видят по своей воле, и что слышащие, то есть от Бога созданные естественно способными слышать и разуметь, не слышат и не разумеют по собственному произволу. В самом деле, скажи мне, не видели ли они чудес Христовых? Конечно, видели, но сами себя сделали слепыми и глухими, и обвиняли Христа, ибо это значит: «видя не видят». Во свидетеля Христос приводит и пророка.

И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Видишь, что говорит пророк! Не потому, сказано, не разумеете, будто Я создал сердце ваше грубым, но потому, что оно, прежде нежное, огрубело впоследствии, ибо все делающееся грубым сначала бывает нежно. По огрубении же сердца они зажмурили и глаза свои. Не сказал, что Бог зажмурил у них глаза, но они произвольно сами поступили так для того, чтоб им не обратиться и чтоб Я не исцелил их. Таким образом, по своей злой воле они постарались остаться неизлечимыми и неспособными к обращению.

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

Блаженны и чувственные очи и уши святых апостолов, а тем более достойны ублажения душевные очи и уши их, так как они познали Христа. Предпочитает их пророкам, потому что они видели Христа чувственно, а пророки только мысленно. Притом пророки не удостоились стольких тайн и такого ведения, как апостолы. Таким образом, апостолы преимуществуют перед пророками в двух отношениях: в том, что видели (Христа) телесно, и в том, что гораздо духовнее их постигли Божественные тайны. Затем Христос объясняет ученикам и самую притчу.

Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.

Сим побуждает нас вникать в то, что говорят нам учители, чтобы и нам не уподобиться находящимся при пути. Можно сказать также: поскольку путь есть Христос, то находящиеся при пути суть те, которые вне Христа, которые то есть не на пути, а вне сего пути.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с Радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

«Скорбь» сказал, поскольку многие, подвергаясь скорби от родителей или от каких-либо несчастий, тотчас произносят хулы. О гонении же сказано по отношению к тем, которые впадают в руки мучителей.