The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Господь приводит здесь два рода людей, из которых один сначала давал обещание, каковы были иудеи, говорившие: все, что сказал Бог, будем слушать и исполним, – но в самом деле не исполнили; а другой не был послушен, каковы любодейцы, мытари и язычники, вначале непокорные воле Божией, а потом раскаявшиеся и сделавшиеся покорными. Заметь здесь мудрость Христову. Он не вдруг и не прежде всего говорит, что мытари и любодейцы лучше вас, но наперед предлагает им вопрос, и они признаются Ему, что из двух сыновей послушен и приятен отцу тот, который исполнил волю его. И уже после того, как они высказали это, говорит: «Иоанн пришел путем правды», то есть жил безукоризненно, поскольку вы не можете сказать, чтобы жизнь Иоаннова была чем-нибудь зазорна, однако блудницы послушали его, а вы – нет; поэтому они и предваряют вас, то есть прежде вас входят в Царство Божие. Итак, потщитесь и вы войти хотя после них и по их следам, а если не уверуете, то отнюдь не войдете. И ныне многие обещаются Богу и Отцу принять иноческий или священный сан, но, дав обещание, ослабевают и живут по-мирскому; а другие, и не обещавшись вступить в монашество и сделаться священниками, живут как монахи или священники, и таким образом они становятся послушными детьми, исполняя волю отца и без обещания.

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

Господь говорит им и другую притчу, чтобы показать, что они, удостоившись бесчисленных опытов попечения о себе, не исправились. Сей человек домовладыка есть Господь, названный человеком по Своему человеколюбию. Виноград есть народ иудейский, насажденный Богом в земле обетованной, ибо сказано: «Введи его и насади его на горе достояния Твоего» (Исх. 15, 17). Ограда означает закон, не позволявший иудеям смешиваться с язычниками, или святых Ангелов, хранивших Израиль. Точило – жертвенник, башня – храм, делатели – учители народа, фарисеи и книжники. Отошел же домовладыка Бог, когда уже не хотел более говорить с ним в столпе облачном. Или отшествие Божие означает долготерпение: так как Бог представляется и спящим, и далеко отстоящим, и не слушающим, когда долготерпит, не обнаруживая гнева всякий день и не тотчас подвергая истязанию за неправды наши.

Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Время плодов наступило во времена пророческие. Ибо посланные рабы были пророки, а делатели – ложные учители – архиереи и книжники. Одного они били, как Михея, коего Седекия ударил в ланиту (3 Цар.); другого убили, как Захарию, между храмом и жертвенником; иного камнями побили, как Захарию, сына Иодаева, архиерея (2 Цар.). Напоследок послан был Сын Божий, явившийся во плоти. «Постыдятся сына моего», – сказал, не зная, что делатели убьют сына, а желая показать то, что они имели сделать. Надлежало, говорит, им, убившим рабов, устыдиться, по крайней мере, достоинства сына. Но делатели, увидя сына, сказали: «это наследник; пойдем убьем его». Так, те самые иудеи, которые говорили: Сей есть Христос, распяли Его. Вывели же Его вон из виноградника, потому что вне града умерщвлен был Христос. Впрочем, как виноградником называется народ, то выражение: вне виноградника, означает и то, что фарисеи, злые делатели, убили Господа, не имея на то воли простосердечного народа.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

«Когда придет». Когда? Не во второе ли Пришествие? Кажется, и это разумеется; но лучше разуметь так: господин виноградника, то есть Бог Отец, пославший Сына Своего, Которого они убили, когда придет, то есть когда воззрит на беззаконие, совершенное иудеями, тогда «злодеев предаст злой смерти», как и действительно призрел и, послав войско римское, погубил и расточил их, а виноградник Свой, то есть народ, отдал иным делателям. Разумей также под виноградником и Божественное Писание, в котором ограда есть буква, ископанное точило – глубина духа, а башня – богословие – учение самое возвышенное. Сие-то писание сперва имели злые делатели – фарисеи и книжники, но Бог предал его нам, усердно возделывающим оное. Ибо они убили Господа вне виноградника, то есть вопреки учению говорившего о Нем Писания.

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его: и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Камнем называет Себя Самого, а зиждущимися – учителей иудейских, которые пренебрегли Его, как непотребного, когда говорили: «что Ты Самарянин и что бес в Тебе» (Ин, 8, 48). Но Он, воскреснув из мертвых, положен во главу угла, то есть стал главою Церкви, связуя иудеев и язычников одною верою. Ибо как камень, положенный под угол в здании, сдерживает с той и другой стороны стены его, так и Христос совокупил всех одною верою. Сей угол дивен и есть от Господа; ибо Церковь, содержащая и соединяющая нас верою, произошла от Господа и достойна великого удивления по своему благолепному устройству. Дивен угол сей и потому, что слово Христово утверждено и укреплено чудесами, а поэтому дивно и составление Церкви. Царствие Божие, то есть право иудеев принадлежать Богу, отнято у них и дано уверовавшим. Упадающие на камень и соблазняющиеся о Христе сокрушатся во второе Пришествие; впрочем, они сокрушены Им уже и ныне, то есть рассеяны по всей земле, как видим это на несчастных иудеях. «Раздавит» – значит рассеет и развеет их.

И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка.

Заметь опять, что простой и бесхитростный народ последует истине, а злодействуют завистливые и коварные законоучители. Евреи и доселе желают принять Христа, но не принимают и не разумеют Его. Они примут антихриста и поклонятся ему, а Христа не примут и не узнают Его, ибо закрыли свои очи и не хотят видеть света.

Глава двадцать вторая

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войско свои, истребил убийц оных и сжег город их.