The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.

Выходом из храма Господь показал, что Он намерен удалиться от иудеев. И как сказал: «оставляется дом ваш пуст», так и поступает Он. Предсказывает ученикам о разрушении храма, поскольку они, мысля о земном, удивлялись красоте зданий и как бы показывали Христу: смотри, какое красивое здание Ты оставляешь пустым. Чтобы удалить их от привязанности к земному и привести к горнему Иерусалиму, Он говорит: «не останется здесь камня на камне», то есть неприлично вам удивляться сему тленному зданию как чему-то великому, а нужно обращать взор свой к небесному и того желать. Кроме того, Он указывает и на чувственное разрушение храма, когда употребляет такой усиленный образ выражения: «не останется здесь камня на камне».

Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.

Много, говорит Он, будет приходить людей, которые будут выдавать себя за Христа, как и действительно Досифей Самарянин говорил о себе: я Христос, о котором, как пророке, предсказал Моисей; а Симон Самарянин называл себя великою силою Божиею.

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней.

Господь говорит о войнах римлян против Иерусалима и о том, что не только будут войны, но и глады, и моры, показывая тем, что иудеев постигнет Божий гнев. Ибо, быть может, кто-нибудь сказал бы, что войны происходят от жестокости людской, но голод и мор действительно не происходят ни от кого, кроме Бога. Потом, чтобы ученики не подумали, что прежде, чем они успеют совершить дело проповедания, кончится существование мира, Господь говорит, «не ужасайтесь», ибо «это еще не конец» и с падением Иерусалима еще не наступит всеобщий конец. Он говорит: «ибо восстанет народ на народ, и царство на царство», предсказывая несчастия, которые постигнут иудеев и которые будут началом болезней. Как рождающая подвергается болезням и в болезнях рождает, так и настоящий век после волнений и войн родит грядущий конец.

Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.

Предсказывает ученикам будущие бедствия, желая ободрить их предсказанием, потому что неожиданность обыкновенно устрашает и смущает. Поэтому Господь уменьшает будущий страх, предсказывая о будущих бедствиях – о зависти, вражде, соблазнах, лжепророках, которые суть предтечи антихриста, имеющие соблазнить многих до такой степени, что склонят их на всякие беззакония. По причине умножения беззакония, коварством антихриста, люди сделаются столь звероподобными, что не сохранят к самым близким нисколько любви, а будут предавать друг друга. Но тот, кто устоит до конца, терпеливо перенесет все и не уступит напору зла, тот спасется, как воин добрый на брани.

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Вы, говорит, не будете иметь препятствия в своей проповеди, поэтому дерзайте, ибо Евангелие будет проповедано всем языкам во вселенной «во свидетельство», то есть, в обличение и осуждение неуверовавшим, – и тогда настанет конец, но не всего мира, а Иерусалима. И действительно, прежде разорения Иерусалима проповедано было Евангелие, как говорит и Павел, «всей твари поднебесной» (Кол. 1, 23). А что Господь говорит здесь именно о конце Иерусалима, ясно из следующего. Он говорит:

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет.

«Мерзостью запустения» называет изображение повелителя, овладевшего Иерусалимом, ибо он поставил свою статую в неприступном святилище храма. «Запустения» говорит потому, что град был опустошен, а «мерзость» – потому что иудеи, гнушаясь идолопоклонством, считали и изображения человеческие мерзостью.

Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего, и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

Имея в виду неизбежность великих бедствий, Господь говорит, что нужно тогда убегать, не обращаясь назад, не помышляя ни о чем, находящемся в домах, ни об одежде, ни о другой утвари. А некоторые под мерзостью запустения разумеют антихриста, поскольку он будет опустошать мир, разрушать церкви и сам воссядет в храме. Они понимают это место так: тот, кто находится на кровле, то есть на высоте добродетелей, да не сходит с высоты их, чтобы взять то, что принадлежит телу, поскольку дом души есть тело. Нужно удалиться и с «поля», то есть от земного, – поскольку «поле» есть жизнь мирская – и не брать из него риз, то есть древней злобы, которой мы совлеклись.