The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

Горе, говорит, женам, имеющим во утробе, потому что они не могут бежать, будучи обременены тяжестью чрева; и питающие сосцами детей, по состраданию к ним, не будучи в состоянии сами идти, ни их нести и с ними спастись, погибнут вместе с ними. Или – Христос указывает здесь на женщину, съевшую собственное дитя, ибо Иосиф повествует, что во время голода, усилившегося при осаде, одна женщина изжарила дитя свое и съела.

Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу.

В лице апостолов Господь говорит это иудеям, потому что апостолы прежде сего несчастия вышли из Иерусалима. Он внушает иудеям молиться, чтобы бегство их не случилось ни зимою, ибо по неудобству зимнего времени трудно бежать; ни в субботу, так как закон предписывал ничего не делать в субботу, и никто не дерзнул бы бежать в это время. А ты разумей это и так: нужно молиться, чтобы не случился выход наш из этой жизни, то есть смерть, «или в субботу», то есть когда мы не делаем добрых дел или «зимою», которая означает бесплодие добра, но – в тишине благих духовных дел и в удалении от молвы житейской.

Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

Тогда была скорбь невыносимая. Римским воинам приказано было не щадить никого. Но Бог, ради имевших уверовать или уже уверовавших, не допустил совершенного истребления народа. Он сократил скорби и войну, ибо если бы война продолжилась, то все, находящиеся внутри города, погибли бы от голода. Некоторые же разумеют это и о времени антихриста, но здесь речь не об антихристе, а о разорении Иерусалима. Об антихристе же, сыне погибели, начинается со следующего места. Итак, слушай:

Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам.

Поскольку ученики предложили два вопроса, о разорении Иерусалима и о Пришествии Господа, то Господь, сказав о разорении Иерусалима, теперь начинает речь о своем Пришествии и о кончине мира. Слово «тогда» означает не то, что тотчас по разорении Иерусалима. «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос» – вообще означает время, в которое случится это. Оно указывает на то, что, когда придет антихрист, будет много лжехристов и лжепророков, которые хитростью диавольскою будут представлять перед очами зрителей такие явления, что некоторых обольстят; да и сами праведники, если не будут всегда трезвенны, могут обмануться. Я вам наперед сказал об этом, и поэтому вы не будете иметь извинения; ибо можете сохраниться от обольщения.

Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Если, говорит, явятся обманщики и будут говорить: Христос пришел, но скрывается в пустыне или в каком-нибудь доме, в потаенных и внутренних местах, то не вдавайтесь в обман, потому что Пришествие Христово не нуждается в указателе, но оно ясно будет для всех, как молния является внезапно и всем бывает видима, так и Пришествие Христово будет видимо для всех, живущих в мире. Во второе Пришествие не так будет, как в первое, когда Господь переходил с места на место; тогда Он явится в мгновение ока. И как на мертвый труп скоро собираются хищные орлы, так и туда, где явится Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетелей, и вознесутся на облака, подобно орлам. Христос иносказательно именуется трупом, потому что Он умер за нас, как говорит и Симеон: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» (Лк. 2, 34).

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

По пришествии антихриста, которого царство скоро разрушится (что видно из слова «вдруг»), «солнце померкнет», то есть не уничтожится, но будет тускло в сравнении с превосходным светом Пришествия Христова, подобно тому как луна и звезды не светят, когда восходит солнце. Ибо в самом деле какая нужда в чувственном свете, когда не будет ночи и явится Солнце Правды? «И силы небесные поколеблются», то есть ужаснутся и содрогнутся, видя изменение твари и всех людей, от Адама до того времени, имеющих отдать отчет.

Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.

Знамение Сына Человеческого есть крест, который, для обличения иудеев, явится на небе в сиянии, превосходящем солнечный свет. Ибо Господь придет на суд иудеев, имея крест, как бы некое великое оправдание для Себя, подобно тому как пораженный камнем показывает камень. Знамением Господь называет крест, как победное и царское знамя. «Тогда восплачутся все племена» земли иудейской, оплакивая свое непослушание, – восплачутся и все «земные», которые мудрствуют, хотя бы то были и христиане; ибо племенами земными можно назвать и тех, которые привязаны к земному. А Господь хотя и придет с крестом, но вместе и с силою и славою многою.