The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Звезда, но распоряжению Божию, скрывалась ненадолго, для того чтобы они спросили иудеев и привели в смущение Ирода, а истина сделалась очевиднее. Но когда они вышли из Иерусалима, она опять явилась и стала руководить их. Отсюда опять видно, что это была сила божественная, а не обыкновенная звезда.

Как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

И это было чудное знамение: звезда сошла с высоты и, приблизившись к земле, указала

им место. Ибо если бы она показалась им на высоте, то как могли бы они безошибочно

узнать место, где был Христос? Звезды занимают большое пространство. Поэтому и ты

видишь луну, как будто она над твоим домом, а мне кажется, будто она стоит над моим домом, да и вообще всем представляется, что луна или другая звезда стоит над их домом.

Поэтому и та звезда не указала бы Христа, если бы не сошла вниз и не стала как бы над

самою главою Младенца.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою.

Возрадовались тому, что не ошиблись, а нашли, чего искали.

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его.

Тотчас по рождении Дева положила Младенца в яслях, потому что не нашла тогда дома. После, вероятно, нашли дом, в который вошли к ним волхвы. Ибо пришли в Вифлеем, как говорит и Лука, чтобы там записаться в перепись, но по причине многочисленного стечения народа для записания себя сначала не нашли дома, и поэтому Господь родился в вертепе; впоследствии же нашли дом, где Он и виден был волхвами.

И, пав, поклонились ему.

Вот просвещенные души! Видели Его в бедности и поклонились Ему. Они удостоверились, что это Бог, поэтому и принесли Ему дары, как Богу и как человеку. Ибо слушай:

И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Золото принесли Ему как царю, потому что царю даем мы, как подданные, золото. Ливан1 – как Богу, ибо пред Богом воскуряем фимиам. Смирну – как имеющему вкусить смерть, ибо иудеи при погребении намащали тело умершего смирною, чтобы оно оставалось нетленным, потому что смирна, будучи суха, сушит влагу и не позволяет появляться червям или гниению. Видишь ли веру волхвов? Они из Валаамова пророчества узнали, что Господь и Бог и Царь и что Он умрет за нас. Но выслушай и пророчество Валаамово: «Преклонился, лежит как лев» (Чис. 24, 9) – вот царское достоинство, означаемое под образом льва, а выражение «преклонился» означает умерщвление. «Благословляющий тебя благословен» – вот божеское достоинство, потому что истинную силу благословения имеет только божественное существо.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Заметь последовательность! Бог сперва звездою привел волхвов к вере; потом, когда пришли в Иерусалим, через пророка сказал им, что Христос рождается в Вифлееме; наконец, дал им наставление через Ангела. И они повиновались наставлению, то есть божественному слову. Таким образом, «получив во сне откровение», то есть получив наставление от Бога, поругались Ироду, не побоялись и преследования его, но положились на силу Рожденного и сделались истинными свидетелями.

Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его.

Вот для чего Бог попустил Деве быть обрученною! Здесь видно, что это сделал Бог, чтобы Иосиф внимательно заботился о Ней. Но не сказал уже: «возьми жену твою», а «Матерь Его». Потому что, как подозрение уже рассеялось и праведник уверился из чудес рождения, что все – от Духа Святого, то уже и не называет Ее женою его.

И беги в Египет.