The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Золото принесли Ему как царю, потому что царю даем мы, как подданные, золото. Ливан1 – как Богу, ибо пред Богом воскуряем фимиам. Смирну – как имеющему вкусить смерть, ибо иудеи при погребении намащали тело умершего смирною, чтобы оно оставалось нетленным, потому что смирна, будучи суха, сушит влагу и не позволяет появляться червям или гниению. Видишь ли веру волхвов? Они из Валаамова пророчества узнали, что Господь и Бог и Царь и что Он умрет за нас. Но выслушай и пророчество Валаамово: «Преклонился, лежит как лев» (Чис. 24, 9) – вот царское достоинство, означаемое под образом льва, а выражение «преклонился» означает умерщвление. «Благословляющий тебя благословен» – вот божеское достоинство, потому что истинную силу благословения имеет только божественное существо.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Заметь последовательность! Бог сперва звездою привел волхвов к вере; потом, когда пришли в Иерусалим, через пророка сказал им, что Христос рождается в Вифлееме; наконец, дал им наставление через Ангела. И они повиновались наставлению, то есть божественному слову. Таким образом, «получив во сне откровение», то есть получив наставление от Бога, поругались Ироду, не побоялись и преследования его, но положились на силу Рожденного и сделались истинными свидетелями.

Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его.

Вот для чего Бог попустил Деве быть обрученною! Здесь видно, что это сделал Бог, чтобы Иосиф внимательно заботился о Ней. Но не сказал уже: «возьми жену твою», а «Матерь Его». Потому что, как подозрение уже рассеялось и праведник уверился из чудес рождения, что все – от Духа Святого, то уже и не называет Ее женою его.

И беги в Египет.

Бежит Господь, чтобы уверовали, что Он и истинный человек. Ибо, если бы Он, попав в руки Ирода, не был убит, то подумали бы, что Он воплотился призрачно. Бежит в Египет, чтобы освятить и его. Особенно два места были гнездом всякого нечестия: Вавилон и Египет. Итак, от Вавилона Он принял поклонение через волхвов, а Египет освятил собственным присутствием.

И будь там, доколе не скажу тебе.

То есть будь там до тех пор, пока не получишь повеления от Бога. И мы ничего не должны делать без воли Божией.

Ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Заметь безумие человека, желающего взять верх над волею Божиею, ибо если родившийся не от Бога, то чего боится? Если же от Бога, то как может погубить Его?

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего».

Иудеи говорят, что это сказано было о народе, изведенном из Египта Моисеем, Отвечаем: о народе это сказано прообразовательно, а истинно исполнилось на Христе. Притом же кто есть сын Божий? Ужели народ, поклонявшийся идолу Веельфегору и истуканам, или истинный Сын Божий, творивший чудеса?