The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel
Рама занимала возвышенное место в Палестине, как и самое название ее означает «высокая», и досталась в удел колену Вениаминову. Вениамин же был сын Рахили, а Рахиль погребена в Вифлееме. Пророк называет Вифлеем Рахилью, потому что она погребена была в нем.
Плач и рыдание
были слышны в Раме, то есть на высоте, говорит далее пророк, потому что плач и рыдание и вопль великий.
Рахиль плачет о детях своих.
Рахиль, то есть Вифлеем.
И не хочет утешиться, ибо их нет.
Только в сей жизни, ибо души бессмертны.
По смерти же Ирода.
Горькую кончину имел Ирод: он изверг свою нечестивую душу, пораженный горячкою, болью в животе, водяною в ногах, гниением тайного члена, порождавшим червей, одышкою, трясением тела и судорогами.
Се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву.
Не говорит: «беги», но «иди», потому что страха уже не было.
Ибо умерли искавшие души Младенца.
Где Аполлинарий, который говорил, что Господь не воспринял души человеческой? Вот обличение против его лжемудрия!
Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти.
Ирод оставил трех сыновей: Филиппа, Антипу и Архелая. Архелая назначил царем, а прочих тетрархами (четверовластниками). Иосиф убоялся идти в землю Архелая, то есть в Иудею, потому что Архелай подобен был отцу своему.
Но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские.
Галилея была земля не израильская, а языческая, поэтому иудеи смотрели на ее жителей с омерзением.
И, придя, поселился в городе, называемом Назарет.
Вопрос: Как же Лука говорит, что Господь пришел в Назарет спустя сорок дней по рождении, то есть после того, как принят был Симеоном, а Матфей здесь говорит, что Он пришел в Назарет по возвращении из Египта?
Ответ: Знай, что Лука сказал о том, о чем умолчал Матфей. Лука говорит, что Господь, проведя по рождении Своем сорок дней, пришел в Назарет, а Матфей повествует о том, что было между сим временем, то есть Господь бежал в Египет и потом из Египта возвратился в Назарет. Итак, они не противоречат друг другу: Лука говорит о прибытии в Назарет из Вифлеема, а Матфей о возвращении в Назарет из Египта.