The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

По смерти же Ирода.

Горькую кончину имел Ирод: он изверг свою нечестивую душу, пораженный горячкою, болью в животе, водяною в ногах, гниением тайного члена, порождавшим червей, одышкою, трясением тела и судорогами.

Се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву.

Не говорит: «беги», но «иди», потому что страха уже не было.

Ибо умерли искавшие души Младенца.

Где Аполлинарий, который говорил, что Господь не воспринял души человеческой? Вот обличение против его лжемудрия!

Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти.

Ирод оставил трех сыновей: Филиппа, Антипу и Архелая. Архелая назначил царем, а прочих тетрархами (четверовластниками). Иосиф убоялся идти в землю Архелая, то есть в Иудею, потому что Архелай подобен был отцу своему.

Но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские.

Галилея была земля не израильская, а языческая, поэтому иудеи смотрели на ее жителей с омерзением.

И, придя, поселился в городе, называемом Назарет.

Вопрос: Как же Лука говорит, что Господь пришел в Назарет спустя сорок дней по рождении, то есть после того, как принят был Симеоном, а Матфей здесь говорит, что Он пришел в Назарет по возвращении из Египта?

Ответ: Знай, что Лука сказал о том, о чем умолчал Матфей. Лука говорит, что Господь, проведя по рождении Своем сорок дней, пришел в Назарет, а Матфей повествует о том, что было между сим временем, то есть Господь бежал в Египет и потом из Египта возвратился в Назарет. Итак, они не противоречат друг другу: Лука говорит о прибытии в Назарет из Вифлеема, а Матфей о возвращении в Назарет из Египта.

До сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Какой пророк говорил о сем? Этого не находим ныне, ибо по нерадению евреев и по причине частых пленений много пророческих книг погибло. Впрочем, может быть, это пророчество известно было иудеям и по преданию. Назорей значит «освященный». Поскольку Христос свят, то прилично называться и «Назореем», ибо «святым Израилевым» Господь называется у многих пророков.

Глава третья

В те дни приходит Иоанн Креститель.

Иоанн послан был от Бога для обличения иудеев, чтобы они, познав свои грехи, покаялись и таким образом приняли Христа. Ибо кто не осознает своих грехов, тот не приходит в покаяние. Итак, послан был Иоанн.

И проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь.

Иудеи были горды, поэтому Иоанн побуждает их к покаянию.