The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Все святые в Писании представляются опоясанными, как непрестанно пребывающие в труде (ибо нерадивые и преданные чувственности, как, например, сарацины, не опоясываются). Они представляются опоясанными кожаным поясом, как умертвившие в себе страсти плотского вожделения, потому что кожа есть часть мертвого животного. Некоторые думают, что «акриды» («пружие» (слав.) – род саранчи) суть верхушки травы, которая иначе называется мелагра, а иные разумеют под сим дикие яблоки. Под «диким медом» разумеется мед диких пчел, полагаемый ими в деревах и между камнями.

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Хотя и крестились, но Иоанново крещение не имело силы отпускать грехи. Иоанн проповедовал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христову, которым даруется отпущение грехов.

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им.

Фарисей значит «отделенный», так как они почитались людьми, отличными от других и превосходящими других по жизни и познаниям. Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в бытие Ангела и духа. Слово же «саддукеи» значит праведные, ибо «седек» означает праведность. Они или сами себя называли праведными, или так назывались по ересеначальнику их Садоку. И фарисеи и саддукеи шли к крещению не с доброю мыслью, как прочие, потому Иоанн и обличает их.

Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

Иоанн строго говорил к ним, зная их строптивость, впрочем, отчасти и похвалил, говоря: «кто внушил вам?» Он дивится, как случилось, что этот злой род пришел в себя. Называет их исчадиями «ехидниными», потому что как сии при рождении прогрызают утробу (матери), так и они убивали отцов своих, то есть учителей, пророков. «От будущего гнева», то есть от геенны.

Сотворите же достойный плод покаяния.

Видишь, что говорит: не только должно избегать зла, но и приносить плоды добродетели. Ибо сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15).

И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

Им служило в погибель то, что они полагались на свое благородное происхождение. Под камнями разумеются язычники, из коих многие уверовали. Но Иоанн говорит просто, что Бог и от камений может воздвигнуть чад Аврааму. Ибо и утроба Сарры по бесплодию была камнем, однако ж она родила по Божию изволению. Воздвиг же Господь чад Аврааму от камней тогда, как при распятии Его многие, увидев расседшиеся камни, уверовали.

Уже и секира при корне дерев лежит.

Секирою называет суд Христов, а древами – каждого человека. Итак, неверующий иссекается с корнем за неверие свое и ввергается в геенну.

Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.