The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Не сказал: которое не принесло, но «не приносящее», потому что непрестанно должно приносить плоды добродетели. Если ты вчера оказал милость, а ныне похищаешь, то какие плоды приносишь и как будешь приятен Богу?

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня.

Иоанн сказал им: «принесите плод», теперь показывает, какой плод, то есть плод веры в грядущего по нем. А по нем шел Христос. Он был и по рождению позднее его шестью месяцами, и по явлению, ибо сперва явился Предтеча, а потом Христос, о Котором он свидетельствовал.

Я не достоин понести обувь Его.

Я, говорит, не достоин быть и последним рабом Его или носить сапоги Его. Под сапогами разумей и двоякое сошествие Его – одно с неба на землю, другое с земли в ад, ибо сапоги суть кожа плоти и умерщвление. Этих двух схождений не мог понести Предтеча, ибо не понимал, как они совершились.

Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

То есть щедро исполнит вас благими дарами Духа, тогда как мое крещение не дает ни благодати Духа, ни отпущения грехов. Но Он отпустит вам грехи и щедро даст Духа.

Лопата Его в руке Его.

Когда креститесь от Него и потом будете грешить, не думайте, что Он простит вас. Нет, Он имеет и лопату, то есть рассмотрение и суд.

И Он очистит гумно Свое.

То есть церковь, в которой хотя много крещеных, подобно как на гумно собираются с поля все, но из них одни оказываются плевелами, каковы легкомысленные и направляемые к злу духами злобы, другие – пшеницею, те, которые приносят пользу и другим, питая их учением и делом.

И соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

Неугасим огонь геенский. Поэтому обманывался Ориген, когда говорил, что мукам будет конец.

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил.

Крестится чистый, чтобы нас омыть и показать нам, что, приступая к крещению, должно наперед очиститься, чтобы впоследствии не осквернить крещения, падая в грех по худому навыку. Возбраняет же Ему Иоанн для того, чтобы зрители не подумали, что и Он, подобно многим другим, крещается в покаяние.

Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Предтеча имел нужду очиститься от Господа, ибо и он, происходя от Адама, заимствовал от него скверну, порожденную преслушанием, а воплотившийся Христос очистил всех. Не смел сказать: и Ты ли крестишься от меня? но и «Ты ли приходишь?» Так был он смирен!

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

Теперь, говорит, уступи. Будет время Моей славы, но теперь Я не обнаруживаюсь. Правдою называет закон. Человеческая природа, говорит, подверглась проклятию, потому что не могла исполнить закона. Поэтому Я исполнил все предписания закона, остается одно: то есть креститься. Совершив это, Я освобожу человеческое естество от клятвы. Это Мой долг.

Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды.

Иисус крестится, будучи тридцати лет, так как до этого возраста человек совершает все грехи. В первом возрасте преобладает неразумие, во втором, то есть юношеском, – сильный пыл похоти и гнева, а в тридцать лет, когда человек делается совершенным мужем, – любостяжание. Таким образом, Иисус выждал этот возраст, чтобы во всех возрастах исполнить закон и очистить нашу природу и подать нам силы побеждать страсти. Манихеи говорят, что Он тело свое сложил в Иордане и принял другое, призрачное тело. Но их лукавые уста заграждаются сими словами: «вышел Иисус», то есть вышел не другой, а тот же, кто сошел в воду.