The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Сотворите же достойный плод покаяния.

Видишь, что говорит: не только должно избегать зла, но и приносить плоды добродетели. Ибо сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15).

И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

Им служило в погибель то, что они полагались на свое благородное происхождение. Под камнями разумеются язычники, из коих многие уверовали. Но Иоанн говорит просто, что Бог и от камений может воздвигнуть чад Аврааму. Ибо и утроба Сарры по бесплодию была камнем, однако ж она родила по Божию изволению. Воздвиг же Господь чад Аврааму от камней тогда, как при распятии Его многие, увидев расседшиеся камни, уверовали.

Уже и секира при корне дерев лежит.

Секирою называет суд Христов, а древами – каждого человека. Итак, неверующий иссекается с корнем за неверие свое и ввергается в геенну.

Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Не сказал: которое не принесло, но «не приносящее», потому что непрестанно должно приносить плоды добродетели. Если ты вчера оказал милость, а ныне похищаешь, то какие плоды приносишь и как будешь приятен Богу?

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня.

Иоанн сказал им: «принесите плод», теперь показывает, какой плод, то есть плод веры в грядущего по нем. А по нем шел Христос. Он был и по рождению позднее его шестью месяцами, и по явлению, ибо сперва явился Предтеча, а потом Христос, о Котором он свидетельствовал.

Я не достоин понести обувь Его.

Я, говорит, не достоин быть и последним рабом Его или носить сапоги Его. Под сапогами разумей и двоякое сошествие Его – одно с неба на землю, другое с земли в ад, ибо сапоги суть кожа плоти и умерщвление. Этих двух схождений не мог понести Предтеча, ибо не понимал, как они совершились.

Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

То есть щедро исполнит вас благими дарами Духа, тогда как мое крещение не дает ни благодати Духа, ни отпущения грехов. Но Он отпустит вам грехи и щедро даст Духа.

Лопата Его в руке Его.

Когда креститесь от Него и потом будете грешить, не думайте, что Он простит вас. Нет, Он имеет и лопату, то есть рассмотрение и суд.

И Он очистит гумно Свое.

То есть церковь, в которой хотя много крещеных, подобно как на гумно собираются с поля все, но из них одни оказываются плевелами, каковы легкомысленные и направляемые к злу духами злобы, другие – пшеницею, те, которые приносят пользу и другим, питая их учением и делом.

И соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

Неугасим огонь геенский. Поэтому обманывался Ориген, когда говорил, что мукам будет конец.

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил.