The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Постится, чтобы показать, что пост есть такое же сильное оружие против искушений и диавола, как пресыщение служит источником всякого греха.

Сорок дней и сорок ночей.

Постится столько времени, сколько Моисей и Илия, а если бы дольше, то воплощение Его показалось бы призрачным.

Напоследок взалкал.

Когда уступил природе, тогда и взалкал, чтобы алканием дать случай диаволу подступить к Себе и сразиться с Собою, и таким образом поразить его и низложить, а нам даровать победу.

И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Слышал этот разбойник голос с неба: «Сей есть Сын Мой», но вот видит, что он взалкал, и недоумевает, как может алкать Сын Божий. Почему, желая удостовериться, искушает Его. Словами «если Ты Сын Божий» он льстит Ему, надеясь тем что-нибудь выкрасть у Него.

Вопрос: Но что за грех было претворить камни в хлебы?

Ответ: Знай, что послушаться диавола в чем бы то ни было – грех. Притом диавол не сказал: да камень сей будет хлебом, но «камни сии», желая вовлечь Христа в излишество, тогда как для голодного совершенно довольно и одного хлеба. Поэтому Христос и не послушал его.

Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Это свидетельство заимствовано из Ветхого Завета. Именно так говорит Моисей. И евреи питались манною не как обыкновенным хлебом: поскольку она, по слову Господню, удовлетворяла всякой нужде их и заменяла все, чего бы – кто ни захотел есть. Рыбы ли хотел иудей, яйца ли, сыра ли, молока ли, мяса ли, манна удовлетворяла всякому требованию вкуса его.

Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма.

Это была боковая часть храма, представлявшаяся крылом.

И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».

Словами «если Ты Сын Божий» хочет возбудить тщеславие. Я не верю голосу с неба, как бы так он говорит, покажи мне, Сын ли Ты Божий. Проклятый! Неужели потому, что Он Сын Божий, Ему должно было броситься вниз? Твоей жестокости свойственно низвергать беснующихся, а Богу – спасать. А то, что написано: «и на руках понесут Тебя», написано не о Христе, но о святых, которые нуждаются в ангельской помощи. Христос же, как Бог, не нуждается в ней.

Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего».

Христос кротко отражает его, научая и нас побеждать демонов кротостью и смирением.

Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

Некоторые под высокою горою разумеют страсть любостяжания, в которую диавол старался вовлечь Иисуса, но неправильно. Нет, Господь не имел такого рода помыслов. Диавол явился Ему в чувственном виде, поэтому чувственно же показывал Ему с горы и все царства, подставляя их пред очами Его в призраке, и сказал: «всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». По своей гордости он признает мир своею собственностью. Так и ныне он говорит любостяжательным, что они, поклоняясь ему, будут иметь все это.