The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Вопрос: Но что за грех было претворить камни в хлебы?

Ответ: Знай, что послушаться диавола в чем бы то ни было – грех. Притом диавол не сказал: да камень сей будет хлебом, но «камни сии», желая вовлечь Христа в излишество, тогда как для голодного совершенно довольно и одного хлеба. Поэтому Христос и не послушал его.

Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Это свидетельство заимствовано из Ветхого Завета. Именно так говорит Моисей. И евреи питались манною не как обыкновенным хлебом: поскольку она, по слову Господню, удовлетворяла всякой нужде их и заменяла все, чего бы – кто ни захотел есть. Рыбы ли хотел иудей, яйца ли, сыра ли, молока ли, мяса ли, манна удовлетворяла всякому требованию вкуса его.

Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма.

Это была боковая часть храма, представлявшаяся крылом.

И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».

Словами «если Ты Сын Божий» хочет возбудить тщеславие. Я не верю голосу с неба, как бы так он говорит, покажи мне, Сын ли Ты Божий. Проклятый! Неужели потому, что Он Сын Божий, Ему должно было броситься вниз? Твоей жестокости свойственно низвергать беснующихся, а Богу – спасать. А то, что написано: «и на руках понесут Тебя», написано не о Христе, но о святых, которые нуждаются в ангельской помощи. Христос же, как Бог, не нуждается в ней.

Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего».

Христос кротко отражает его, научая и нас побеждать демонов кротостью и смирением.

Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

Некоторые под высокою горою разумеют страсть любостяжания, в которую диавол старался вовлечь Иисуса, но неправильно. Нет, Господь не имел такого рода помыслов. Диавол явился Ему в чувственном виде, поэтому чувственно же показывал Ему с горы и все царства, подставляя их пред очами Его в призраке, и сказал: «всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». По своей гордости он признает мир своею собственностью. Так и ныне он говорит любостяжательным, что они, поклоняясь ему, будут иметь все это.

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Господь разгневался на него, когда увидел, что он присваивает себе то, что принадлежит единому Богу, и говорит: «всё это дам Тебе», будто свое собственное. Познай отсюда, как полезно Писание: Господь им заградил уста врагу.

Тогда оставляет Его диавол и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Господь победил три искушения – пресыщение, тщеславие и любостяжание. Это главные из страстей, следовательно, кто победил их, тот тем удобнее преодолеет прочие. Поэтому и Лука говорит: «И, окончив все искушения» (Лк. 4, 13), хотя победил только главные из них. Поэтому и Ангелы служили Ему, чтобы мы знали, что и нам после победы готовы будут служить Ангелы, так как Христос все сие творил и показывал для нас, потому что Ему, как Богу, Ангелы служат всегда.

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых.

Иисус удаляется, научая нас через это, чтоб Мы не ввергали себя в опасности. Удаляется в Галилею, то есть покатую и наклонную страну, потому что язычники уклонились в грех. Поселяется в Капернауме, который значит «дом утешения», ибо Он сошел, чтобы язычников соделать домом Утешителя. Завулон значит «ночной», а Неффалим «широта»; потому что язычники жили в ночи и широко, ибо ходили не тесным путем, но широким, ведущим к погибели (Мф. 7, 13-14).

До сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».