The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Господь разгневался на него, когда увидел, что он присваивает себе то, что принадлежит единому Богу, и говорит: «всё это дам Тебе», будто свое собственное. Познай отсюда, как полезно Писание: Господь им заградил уста врагу.

Тогда оставляет Его диавол и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Господь победил три искушения – пресыщение, тщеславие и любостяжание. Это главные из страстей, следовательно, кто победил их, тот тем удобнее преодолеет прочие. Поэтому и Лука говорит: «И, окончив все искушения» (Лк. 4, 13), хотя победил только главные из них. Поэтому и Ангелы служили Ему, чтобы мы знали, что и нам после победы готовы будут служить Ангелы, так как Христос все сие творил и показывал для нас, потому что Ему, как Богу, Ангелы служат всегда.

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых.

Иисус удаляется, научая нас через это, чтоб Мы не ввергали себя в опасности. Удаляется в Галилею, то есть покатую и наклонную страну, потому что язычники уклонились в грех. Поселяется в Капернауме, который значит «дом утешения», ибо Он сошел, чтобы язычников соделать домом Утешителя. Завулон значит «ночной», а Неффалим «широта»; потому что язычники жили в ночи и широко, ибо ходили не тесным путем, но широким, ведущим к погибели (Мф. 7, 13-14).

До сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».

Называется путем моря, потому что лежит на пути к морю. «Свет великий» означает Евангелие. И закон был свет, но малый. «Тень смертная» есть грех, поскольку она есть подобие и образ смерти, ибо как смерть объемлет тело, так грех – душу. Свет «воссиял» нам, ибо мы не искали его, но он сам воссиял для нас и просветил нас, сидящих во тьме.

С того времени Иисус начал проповедывать.

Иисус начал проповедовать со времени заключения Иоанна, потому что ждал, чтобы сперва Иоанн засвидетельствовал о Нем и приготовил для Него путь, которым Ему надлежало идти, подобно как рабы приготовляют путь своим повелителям. Будучи равен Отцу, Господь имел в Иоанне своего пророка, так же, как Отец Его и Бог имел пророков до Иоанна. Впрочем, и сии были пророками как Отца, так и Сына.

И говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Царство Небесное есть и Христос и добродетельная жизнь. Ибо когда кто живет на земле как Ангел, не небесный ли он? Итак, в каждом из нас есть Царство Небесное, если живем по Евангелию.

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

Симон Петр и Андрей были ученики Иоанна, и еще при жизни Иоанна видели Христа, и слышали о Нем от Иоанна: «вот Агнец Божий». Но когда увидели, что Иоанна связали, они опять возвратились к рыбарской жизни: там Иисус, идя около моря, уловил их.