The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Ответ: Потому что это самое уже было делом веры, что их привели издалека. Лунатиками (месячными) называет беснующихся. Демон, желая уверить людей, что звезды злотворны, выжидает полнолуния и тогда мучит, чтобы за причину страдания приняли луну и бесславили создание Божие, как и заблуждались манихеи.

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава пятая

Увидев народ, Он взошел на гору.

Восходом на гору Господь научает нас ничего не делать по тщеславию и напоказ. Видя великое множество собравшегося к нему народа, Он сел и начал учить его не в городе, не на площади, чтобы видели Его многие и хвалили, но на горе, в пустыне, где не было никого, кроме душевно желавших получить или видеть исцеление.

И, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

Народ приступает для чудес, а ученики – для наставлений. Поэтому после совершения чудес и исцеления тел врачует души, чтобы мы знали, что Он есть Творец и душ и телес.

И Он, отверзши уста Свои.

Для чего присовокупляет: «отверзши уста Свои»? Это, кажется, излишне. Нет, ибо Он учил и не отверзая уст, то есть своею жизнью и чудесами, а теперь учит, «отверзши уста».

Учил их, говоря:

Учил не одних учеников, но и народ. А начал с блаженств, так как и Давид начал с блаженства (Пс. 1,1).

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Прежде всего выставляет смирение, как бы основание. Поскольку Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, то Христос восставляет нас посредством смирения. «Нищие духом» суть душевно чувствующие свое недостоинство.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Плачущие, о грехах, а не о чем-либо житейском. Сказал же «плачущие», разумея плач не однократный какой-либо, но всегдашний, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних. «Утешатся» же они не только там, но и здесь, ибо кто плачет о грехах, тот духовно радуется, особенно там. Здесь он радуется по надежде получить прощение грехов, а там будет непрестанно радоваться, получив жизнь блаженную.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Некоторые под землею разумеют землю только духовную, то есть небо, но ты разумей и сию землю. Кроткие почитаются презренными и бедными, а Он, напротив, говорит, что они-то особенно и имеют все. Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются, таковы бывают только лишенные разума, но те, которые могут гневаться, но воздерживаются, а гневаются только тогда, когда должно.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Поскольку Он намеревается говорить о милосердии, то наперед показывает, что должно соблюдать справедливость, чтобы не делать милости из награбленного. К правде должно стремиться со всем усердием, ибо это выражается словами «алчущие и жаждущие». Кто алчет и жаждет, тот сильно желает насытиться, так сильно надобно желать правды и соблюдать ее. Поскольку же и любостяжательные представляются живущими в довольстве и сытости, то Он говорит, что тем более праведные насыщаются, они насыщаются и в сей жизни, ибо владеют своим имуществом безопасно, но особенно они насытятся там, а «ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс. 33, 11).

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.