The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel
Сам Зеведей, кажется, не уверовал, и поэтому они оставили его. Видишь, когда нужно оставлять отца? Тогда, когда он препятствует в добродетели и благочестии. Увидя, что первые последовали за Христом, и они – сыны Зеведеевы, – подражая им, тотчас пошли за Ним же.
И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия.
Ходил в синагоги еврейские для того, чтоб видели, что Он не враг закона.
И исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Начинает со знамений для того, чтобы поверили Его учению. Недуг1 есть долговременная болезнь, а язва2 – непродолжительное расстройство в теле.
И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
Вопрос: Почему Христос не спрашивал о вере никого из приведенных?
Ответ: Потому что это самое уже было делом веры, что их привели издалека. Лунатиками (месячными) называет беснующихся. Демон, желая уверить людей, что звезды злотворны, выжидает полнолуния и тогда мучит, чтобы за причину страдания приняли луну и бесславили создание Божие, как и заблуждались манихеи.
И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Глава пятая
Увидев народ, Он взошел на гору.
Восходом на гору Господь научает нас ничего не делать по тщеславию и напоказ. Видя великое множество собравшегося к нему народа, Он сел и начал учить его не в городе, не на площади, чтобы видели Его многие и хвалили, но на горе, в пустыне, где не было никого, кроме душевно желавших получить или видеть исцеление.
И, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
Народ приступает для чудес, а ученики – для наставлений. Поэтому после совершения чудес и исцеления тел врачует души, чтобы мы знали, что Он есть Творец и душ и телес.
И Он, отверзши уста Свои.
Для чего присовокупляет: «отверзши уста Свои»? Это, кажется, излишне. Нет, ибо Он учил и не отверзая уст, то есть своею жизнью и чудесами, а теперь учит, «отверзши уста».
Учил их, говоря:
Учил не одних учеников, но и народ. А начал с блаженств, так как и Давид начал с блаженства (Пс. 1,1).
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Прежде всего выставляет смирение, как бы основание. Поскольку Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, то Христос восставляет нас посредством смирения. «Нищие духом» суть душевно чувствующие свое недостоинство.