The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel
Народ приступает для чудес, а ученики – для наставлений. Поэтому после совершения чудес и исцеления тел врачует души, чтобы мы знали, что Он есть Творец и душ и телес.
И Он, отверзши уста Свои.
Для чего присовокупляет: «отверзши уста Свои»? Это, кажется, излишне. Нет, ибо Он учил и не отверзая уст, то есть своею жизнью и чудесами, а теперь учит, «отверзши уста».
Учил их, говоря:
Учил не одних учеников, но и народ. А начал с блаженств, так как и Давид начал с блаженства (Пс. 1,1).
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Прежде всего выставляет смирение, как бы основание. Поскольку Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, то Христос восставляет нас посредством смирения. «Нищие духом» суть душевно чувствующие свое недостоинство.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Плачущие, о грехах, а не о чем-либо житейском. Сказал же «плачущие», разумея плач не однократный какой-либо, но всегдашний, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних. «Утешатся» же они не только там, но и здесь, ибо кто плачет о грехах, тот духовно радуется, особенно там. Здесь он радуется по надежде получить прощение грехов, а там будет непрестанно радоваться, получив жизнь блаженную.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Некоторые под землею разумеют землю только духовную, то есть небо, но ты разумей и сию землю. Кроткие почитаются презренными и бедными, а Он, напротив, говорит, что они-то особенно и имеют все. Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются, таковы бывают только лишенные разума, но те, которые могут гневаться, но воздерживаются, а гневаются только тогда, когда должно.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Поскольку Он намеревается говорить о милосердии, то наперед показывает, что должно соблюдать справедливость, чтобы не делать милости из награбленного. К правде должно стремиться со всем усердием, ибо это выражается словами «алчущие и жаждущие». Кто алчет и жаждет, тот сильно желает насытиться, так сильно надобно желать правды и соблюдать ее. Поскольку же и любостяжательные представляются живущими в довольстве и сытости, то Он говорит, что тем более праведные насыщаются, они насыщаются и в сей жизни, ибо владеют своим имуществом безопасно, но особенно они насытятся там, а «ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс. 33, 11).
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Милосердие можно оказывать не имуществом только, но и словом, а ежели ничего не имеешь, то и слезами и вздохом. Они получат милость и здесь – от людей. Ибо кто вчера оказывал милость, а сегодня пришел в бедность, тому все будут оказывать милость, особенно там – Бог.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Многие не хищничествуют, не обижают и даже милосерды, но блудодействуют и в других отношениях бывают нечисты. Поэтому Христос повелевает соединять с другими добродетелями и чистоту, или целомудрие, не только по телу, но и по сердцу, ибо без святыни, или чистоты, никто не узрит Господа. Как зеркало тогда отражает образы, когда чисто, так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
То есть не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и примиряют других, враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают врагов Божиих. Таковые суть сыны Божии, так как и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом, когда мы были враги Его.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Гонение терпят не одни мученики, но и многие другие – за вспоможение обидимым и вообще за всякую добродетель, потому что под именем правды разумеется всякая добродетель. Гонят воров и убийц, однако ж они не блаженны.