The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать.

Наконец, Господь обращает речь наипаче к своим апостолам и показывает, что терпеть поношение особенно свойственно учителям.

И всячески неправедно злословить за Меня.

Не всякий поносимый блажен, но только тот, кто терпит поношение для Христа и ложно. Если же у кого при поношении его нет ни того ни другого, то несчастен он, поскольку для многих служит соблазном.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Говоря о предыдущем, Господь не говорил о великой награде, но здесь сказал о ней, показывая тем, что терпеть поношение есть дело великое и самое трудное, ибо многие, не терпев поношения, сами себя лишали жизни. И Иов, выдержавший так много искушений, особенно возмущен был тогда, когда друзья стали поносить его, будто он страждет за грехи.

Так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Чтобы апостолы не думали, что их будут гнать за учение, противное Христову, успокаивает их, говоря, что и пророков, бывших прежде них, гнали за добродетель, поэтому их страдания должны успокаивать вас.

Вы – соль земли.

Пророки посылались к какому-нибудь одному народу, а вы – соль для всей земли, исправляющая беспутных учением и обличениями, чтобы они не порождали непрестанно червей. Поэтому не оставляйте горьких обличений, если бы ненавидели и стали гнать вас.

После сего Он говорит:

Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Если учитель потеряет ум, то есть если не будет учить, обличать и исправлять и разленится, то чем исправится? Он должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению.

Вы – свет мира.

Сперва соль, потом свет. Учение сначала неприятно, потому что обличает человека, но потом оно делается утешительным, ибо просвещает ум его. Кто обнаруживает делаемое втайне, тот есть свет мира: «все бо являемое свет есть» (слав.). Апостолы просветили не один народ, но весь мир.

Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

Так поучает их подвизаться и быть внимательными к своей жизни, ибо на них будут смотреть все. Не думайте, говорит Он, что вы будете укрываться в каком-нибудь углу, нет, вы будете на виду у всех, а потому старайтесь жить непорочно, чтобы не сделаться соблазном для других.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Я, говорит, зажег в вас благодатный свет и поставил на высоте, чтобы вы светили всем. Чтоб этот свет благодати не погас в вас и чтобы свет вашей жизни светил и другим – это дело вашего подвига. Поэтому Он говорит:

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.