The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel
Враг ли то, друг ли или неверный просит притом у тебя денег или другого пособия, дай ему по твоей возможности. Взаймы же дай не с ростом, но простой заем для пользы ближнего, ибо и во время подзаконное иногда давали взаймы без процентов.
Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
Достиг верха добродетелей, ибо что выше сего? Но и это не невозможное дело. Моисей и Павел больше себя любили враждовавших против них иудеев, и вообще все святые любили врагов своих, и таким образом получили обетования.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
Их должно почитать благодетелями, потому что всякий, кто гонит и обижает нас, уменьшает наше наказание, которому мы должны подвергнуться за грехи. С другой стороны, и Бог весьма вознаградил нас за сие. Вот и доказательство на это:
Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Видишь, какое благо доставляет тебе тот, кто гонит и обижает тебя, если только ты терпишь! Под дождем и солнцем разумеет благодать Святого Духа и учение, поскольку Христос на всех изливает благодать и всех поучает. Кто принимает учение, тот живет во свете; а тот, кто при солнечном свете зажимает свои глаза, остается во тьме.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
Вострепещем! Мы не походим и на мытарей, если ненавидим и любящих нас!
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Одних любить, а других ненавидеть есть несовершенство, совершенство же состоит в том, чтобы любить всех. Небесный Отец любит всех и всех призывает ко спасению, нам должно уподобляться Ему.
Глава шестая
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Возведя к самой высшей добродетели – любви, Господь воздает против славы, которою обыкновенно сопровождаются добрые дела. Заметь, что говорит: «Смотрите» – берегитесь! – говорит как бы о каком-нибудь звере лютом. Берегитесь, чтобы он не растерзал вас. Впрочем, если ты творишь дело милосердия и пред человеками, но не с тем, чтобы на тебя смотрели, не будешь осужден и не потеряешь мзды. Но если делаешь то из тщеславия, то потеряешь награду и будешь осужден, хотя бы делал то и в клети своей; Бог карает или увенчивает намерение.