The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel
Сотник, в тот же час возвратясь в дом свой, нашел слугу своего здоровым. Исцелив словом, Господь показал, что истинны слова Его и об иудеях: изгнаны будут.
Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.
Вошел в дом Петра для того, чтобы вкусить пищи, прикосновением же к руке тещи Петровой не только погасил огонь горячки, но и доставил сей жене совершенное здоровье, так что возвратились ее силы, и она в силах была служить Ему. А мы знаем, что для больных, очень обессилевших, много нужно времени, чтобы снова окрепнуть в силах. Другие евангелисты говорят, что Христос исцелил Петрову тещу по просьбе о том, но Матфей, для краткости, опустил это. Я уже говорил тебе вначале, что иной из них упоминает о том, о чем другой умалчивает. При этом ты заметь также, что брак нимало не препятствует добродетели, ибо и верховный апостол имел тещу.
Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».
Недужных привели к Нему вечером, не вовремя, но Он, как человеколюбец, исцелил всех. Затем, чтобы ты не усомнился, как Он мог в короткое время исцелить столько болезней, евангелист приводит в свидетеля Исаию. Хотя пророк говорит о грехах, но Матфей приложил его слова и к болезням, так как большая часть их рождаются от грехов.
Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону.
Ибо не был Он славолюбив, а вместе хотел уклониться и от зависти иудеев.
Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
Книжником называет законоведца. Видя многие знамения, он подумал, что Иисус получает от того прибыль, поэтому старается сделаться последователем Его, чтобы и самому получать. Но Христос, видя его намерение, сказал как бы так: следуя за Мною, ты надеешься сделаться богатым, но не видишь ли, что Я не имею даже дома? Таков же должен быть и последователь мой. Он сказал это с тем, чтобы убедить его последовать за Собою, переменив намерение, но он удаляется от Него. Некоторые под лисицами и птицами разумеют демонов, которые названы так по их лукавству и действию в воздушной области. По сему разумению, Христос как бы так говорил книжнику: в тебе живут демоны; поэтому не нахожу в душе твоей обители для Себя.
Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
Кто предает себя Богу, тот не должен обращаться опять к житейскому. Конечно, должно почитать и родителей, но Бога надлежит предпочитать им. Отец же ученика сего был еще и неверный, как это видно из слов: «предоставь мертвым», то есть неверным, «погребать своих мертвецов». Если же сему не позволено было похоронить и отца, то горе тем, которые, поступив в монашество, возвращаются к мирским делам.
И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
Господь взял с Собою в корабль учеников, чтобы они видели чудо. Попускает им быть в опасности от бури для того, чтобы, с одной стороны, приготовлялись к искушениям, а с другой – увидев чудо, тем более веровали. Он спит с тою целью, чтобы ученики Его пришли в страх, сознали свою немощь и обратились к Нему с молитвою. Поэтому евангелист говорит:
Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные?