The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их.

Исцеляет их в доме, наедине, чуждаясь славы. Он всюду дает нам уроки смиренномудрия.

И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

Видишь ли смирение Христа? Как запрещает Он разглашать о Себе! Но они разгласили, впрочем, не по ослушанию, но по чувству благодарности. Ежели в иных случаях оказывается, что Христос говорил: иди и «расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк. 8, 39), то здесь нет нимало противоречия. Он хочет, чтобы о Нем не говорили ничего, но проповедовали славу Божию.

Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить.

Эта немота была не естественная, но от демона, поэтому и приводят его другие: сам по себе не мог он просить, потому что демон связал ему язык. По этой причине Христос не требует у него веры, но тотчас врачует его, изгнав отнявшего у него язык демона.

И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

Удивленный народ ставит Христа выше пророков и патриархов, ибо Он исцелял со властью, а не так, как те – по молитве. Но посмотрим и на фарисеев, что говорят.

А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

Слова крайнего безумия! Ибо никакой демон не изгоняет демона. Положим, впрочем, что Он изгонял демонов, как слуга князя демонского, или посредством магии; как же Он исцелял болезни, отпускал грехи и проповедовал Царство Божие? Демон поступает напротив: он производит болезни и отвращает от Бога.

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Будучи человеколюбив, Господь не дожидается, когда придут к Нему, но Сам ходил всюду, чтобы никто не имел причины оправдываться и говорить, что никто не приходил учить нас. Он привлекает их и делом и словом – уча и чудодействуя.

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

Люди были «изнурены», то есть в замешательстве от глада слова учения, и «рассеяны», то есть рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря, который бы заботился о них. Они не имели пастыря, поскольку начальники их не только не исправляли, но еще развращали их, между тем как истинному пастырю свойственно радеть пастве и полагать за нее свою душу.

Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

«Жатвою» называет народ, требующий попечения, а «делателями» – тех, которые должны учить, но которых тогда не было в Израиле. Господин же жатвы есть Сам Христос, как Господь пророков и апостолов. Это видно из того, что Он поставил двенадцать апостолов, не испросив от Бога. Вот слушай!

Глава десятая

И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

Избираются двенадцать учеников по числу двенадцати колен Израилевых. Ибо к ним Он послал их прежде, хотя и мало их было, так как и вообще мало таких, которые идут тесным путем. Дал Он им силу чудотворений, чтобы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей.

Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его.

Евангелист исчисляет имена апостолов ради лжеапостолов. Напереди поставляет он Петра и Андрея, поскольку они и призваны прежде других. Потом из сынов Зеведеевых Иакова поставляет прежде Иоанна. Потому что он исчисляет апостолов не по достоинству их, но просто как пришлось. Он говорит: