The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

«Жатвою» называет народ, требующий попечения, а «делателями» – тех, которые должны учить, но которых тогда не было в Израиле. Господин же жатвы есть Сам Христос, как Господь пророков и апостолов. Это видно из того, что Он поставил двенадцать апостолов, не испросив от Бога. Вот слушай!

Глава десятая

И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

Избираются двенадцать учеников по числу двенадцати колен Израилевых. Ибо к ним Он послал их прежде, хотя и мало их было, так как и вообще мало таких, которые идут тесным путем. Дал Он им силу чудотворений, чтобы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей.

Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его.

Евангелист исчисляет имена апостолов ради лжеапостолов. Напереди поставляет он Петра и Андрея, поскольку они и призваны прежде других. Потом из сынов Зеведеевых Иакова поставляет прежде Иоанна. Потому что он исчисляет апостолов не по достоинству их, но просто как пришлось. Он говорит:

Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

Заметь смирение Матфея: себя поставил он после Фомы, а когда дошел до Иуды, не сказал: «Этот злодей, этот враг Божий», но назвал Искариотом, по его отечеству, ибо был и другой Иуда, называвшийся Леввеем и Фаддеем. Таким образом были как два Иакова, один Зеведеев, другой Алфеев, так и два Иуды – Иуда Фаддей и Иуда предатель. Симонов же было трое, именно: Петр, Кананит и предатель, ибо Иуда Искариотский назывался и Симоном.

Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное.

«Сих», говорит, кого? Рыбарей, мытарей. Посылает их прежде к иудеям, чтобы иудеи не имели повода говорить: мы, иудеи, не уверовали потому, что они посланы к язычникам. Так Он делает иудеев безответными. Самарян ставит рядом с язычниками, поскольку они только жили в Иудее, а были вавилоняне и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых, то есть книгу Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Под «Царством Небесным» разумей будущее блаженство. Господь вооружает апостолов чудесами, говоря:

Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Ничто так не прилично учителю, как смирение и нестяжание. Потому эти два качества и выставляет на вид, когда говорит: «даром получили, даром давайте». Не превозноситесь тем, что имеете такие блага и раздаете их, ибо вы получили их даром, по благодати. Но с смиренномудрием соединяйте также и нестяжание: «даром, говорит, давайте». А чтобы совершенно исторгнуть корень всех зол, говорит:

Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.