The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Приготовляет их к самому строгому образу жизни, поэтому запрещает им всякое попечение об излишестве и всякую заботу, не позволяет носить даже жезла. Это верх нестяжания и сильное побуждение верить учителю нестяжания. Потом, чтобы не сказали: «чем же будем питаться», говорит: ибо «трудящийся достоин пропитания», то есть будете питаться от учеников своих; они обязаны доставлять вам это, как делателям. Впрочем, «достоин, сказал, пропитания», то есть пищи, а не роскошного стола, ибо учителям не должно насыщаться, как тельцам упитанным, а есть столько, сколько нужно для поддержания жизни.

В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете.

Не ко всем велит входить, чтобы, сообщаясь с недостойными, не навлекли на себя нарекания; если же станут ходить к одним достойным, то, конечно, будут и пропитываемы ими. Далее повелевает: «оставайтесь», а не бродите из дома в дом, чтобы не стали говорить о них как о чревоугодниках и чтобы не подвергли оскорблению тех, которые примут их в первый раз.

А входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

Под целованием и миром разумей благословение, которое обыкновенно остается на одних достойных. Познай же отсюда, что главным образом дела наши доставляют нам благословение.

А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Они должны были, по воле Его, отрясать пыль в знак того, что там ничего не взяли по причине неверия людей; или же во свидетельство того, что они совершили дальний путь и между тем без пользы для них. Поэтому содомлянам отраднее будет, нежели сим неверующим, ибо содомляне, быв наказаны еще здесь, там наказаны будут уже гораздо легче.

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков.

Господь вооружил их чудесами, обеспечил относительно пропитания, отворяя для них двери достойных; теперь же, являя свое предведение, говорит и об имеющих случиться с ними опасностях. Я, говорит, Крепкий, посылаю вас, поэтому дерзайте, ибо неприкосновенны будете. Но приготовляет их и к терпению. Ибо как невозможно, говорит, овце не терпеть чего-либо среди волков, так и вам среди иудеев, впрочем, если и постраждете, не гневайтесь. Я хочу, чтоб вы были кротки, как овцы, и чтобы побеждали особенно сим образом.

Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Желает, чтобы ученики Его были и мудры. Чтобы из названия их овцами ты не заключил, что христианин должен быть простецом, говорит, что, напротив, ему должно быть и мудрым, чтобы знать, как надобно обращаться среди множества врагов. Как змий дает бить себя по всему телу, а голову прячет, так и христианин все свое имущество, даже самое тело должен отдавать бьющим его, а голову, то есть Христа и веру в Него, должен беречь. Равным образом, как змий скидает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее, так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе вреден и лукав, то Христос повелевает нам быть «простыми», незлобивыми и безвредными, как голуби. Голуби обыкновенно тотчас возвращаются к своим хозяевам и тогда, когда отнимают у них детей и отгоняют их. Итак, будь мудр как змея, чтоб не стали смеяться над тобою по твоему образу жизни, но и храни себя непорочным. Будь безвреден для других, будь незлобив, как голубь.

Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

Вот что значит быть мудрым. Это значит быть осторожным и не возбуждать против нас гонящего нас, но благоразумно устраивать свои дела. Имущество ли захочет отнять у тебя гонитель, почести ли потребует – дай, чтобы он не имел никакого предлога вредить тебе. Потребует ли чего-либо другого, безвредного для твоей души, не стой. Но если вздумает отнять у тебя веру, то береги эту свою голову и не щади для нее ничего. Поскольку же Христос намерен был послать Своих учеников не к одним иудеям, но и к язычникам, то после того и говорит: «свидетельства перед ними и язычниками», то есть в обличение всем, которые не веруют.

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.