Протоиерей Георгий Нейфах-О СТРАСТЯХ И ПОКАЯНИИ-Аскетика для мирян-Содержание-От издателей1-Несколько слов

Несколько слов об авторе и книге

Протоиерей Георгий Нейфах, как многие представители его поколения, пришел в Церковь во взрослом возрасте. К этому моменту он закончил биофак МГУ, защитил диссертацию, уже одиннадцать лет был женат и имел девятилетнюю дочь. 8 ноября 1983 года в глухой деревушке Курской епархии состоялось крещение, а на следующий день – венчание будущего священника. В том же году Георгий знакомится с архимандритом Псково-Печерского монастыря отцом Иоанном Крестьянкиным, и всю последующую жизнь, вплоть до кончины, молитвенная поддержка, советы, а главное – живой пример старца неизменно направляют, научают и укрепляют его.

Через два года после крещения Георгий оставил науку и целиком перешел на работу в Церковь: он и рабочий, и чтец, и алтарник. Но годы научных занятий не пропали даром: к моменту рукоположения Георгий, несмотря на отсутствие богословского образования, хорошо знал и любил святоотеческую литературу, всеми силами он стремился быть не только слушателем и совопросником, но и неленостным делателем на ниве Христовой.

В 1989 году архиепископ Курский и Белгородский Иувеналий рукополагает Георгия в дьяконы, а через неделю – в священники. В мае 1990 года отец Георгий получает назначение в Курчатов – молодой город, обслуживающий Курскую атомную электростанцию. На плечи его ложится строительство храма и создание прихода. (До тех пор немногие верующие горожане обращались в храмы Курска.) И началась жизнь, знакомая многим священникам нашего времени: службы, требы, причем священник один, а в городе 50 тысяч жителей да еще и полный объем организационных работ по строительству храма.

Шесть последних лет своей жизни отец Георгий возглавлял Курчатовское благочиние, включавшее к 2004 году десять храмов. Всем священникам, обращавшимся к нему за помощью материальной или духовной, с самыми разными вопросами и недоумениями, он старался помочь и болел душой не только за свой приход, но за всю Церковь.

В келейной книжице отца Иоанна Крестьянкина есть выписанные им для себя слова из сочинений епископа Порфирия: «...он (священник) первым своим делом считает попечение о спасении душ, ему вверенных, неленостно и бескорыстно вразумляет заблуждающихся и обращает их на путь истины; никогда не оставляет своих прихожан без поучения и назидания словом и примером...» Отец Георгий не знал об этой выписке так почитаемого им архимандрита Иоанна, но всегда чувствовал, что душепопечительство – наиважнейшая часть пастырского служения. Стараясь действовать по слову Спасителя: «приходящего ко мне не изжену вон», он готов был часами выслушивать первую в жизни исповедь или отвечать на скопившиеся за годы духовного голода вопросы. А сколько бесед с детьми и взрослыми, в школах, в Курском университете, на встречах по разным поводам и в самых разных местах провел он!

Данная книга содержит прочитанные отцом Георгием лекции на семинаре для учителей города. Это так он назывался, а посещать его могли все желающие. Начался семинар после Богоявления, в преддверии Великого поста. И продолжался до его конца. На этот раз батюшка решил поговорить со своими слушателями о страстях и избрал классификацию Иоанна Кассиана Римлянина, по которой все страсти выводятся из восьми главных: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

Одна из постоянных участниц этого семинара по собственной инициативе приносила с собой диктофон, и вот эти беседы перед нами. В переводе их с разговорного языка в письменную форму приняли участие батюшкины друзья и духовные чада: Ольга Меньшикова, Алексей Горбань, Анна Латушинская, Леонид Кондратьев и Дмитрий Татаренков. Руководил этой работой иерей Вадим Ружицкий. В выпуске книги помогли друзья отца Георгия по 2-й московской школе, друзья-коллеги времен работы его на научном поприще и духовные чада.

Через полтора года после этого Великого поста батюшки не стало. Его отпевание в построенном им Успенском храме города Курчатова, не вместившем всех желающих соборно помолиться об упокоении души новопреставленного, совершил архиепископ Курский и Рыльский Герман в сослужении нескольких десятков священников и дьяконов.

«Уже с первого разговора с отцом Георгием, – сказал владыка Герман в своем слове на отпевании, – я понял, что это добрый, ревностный, высокообразованный, культурный, просвещенный пастырь. Отец Георгий любил Бога, Святую Церковь, людей и отдавал пастырскому служению всего себя. Поэтому мы смеем надеяться, что Господь Бог упокоит его душу в селениях праведных и воздаст ему, как верному своему служителю, достойную награду. Аминь».

Елена Нейфах

* * *

«Отцы составляли свои наставления, применяясь к обстоятельствам времени и к положению тех иноков, которым они посвящали труд свой. По этой причине почти все монашеские сочинения святых Отцов имеют свою особенную цель, свою односторонность. По этой причине и в цветущие времена монашества невозможно было каждому иноку приложить к себе сряду все, что написали Отцы: тем более такое приложение невозможно в наши времена, и многие, попытавшиеся сделать это, потрудившись много, приобрели очень мало. В наше время, когда мы отделены многими веками от обычаев и положения, в недре которых жительствовали и произносили свое учение Отцы, применение учения их к современному положению иночества в нашем отечестве представилось особенно нужным и обещающим принести пользу». Так обосновывал целесообразность своих трудов святитель Игнатий (Брянчанинов) (Поли. собр. творений. Т. V. Заключение. О удобоприменимости изложенных правил к положению современного монашества). С тех пор прошло полторы сотни лет. Вряд ли в истории человечества был период, когда условия жизни менялись бы столь стремительно, как за этот срок. Теперь очевидна необходимость, для удобовосприятия современными христианами, перелагать и растолковывать не только древних Отцов, но и самого святителя Игнатия, святителя Феофана Затворника, преподобных Оптинских старцев и иных великих подвижников XIX века. Для этой цели и был поднят труд по подготовке к изданию данной книги. Существенным ее отличием от трудов святителя Игнатия является то, что она обращена не к монашествующим (хотя надеемся, что и монахи смогут почерпнуть из нее много полезного), а к мирянам.