А. Никольский -КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ -ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ -С ПЕРИОД I - X ВЕКОВ-Глава I. Пение в апостольском веке

А. Никольский

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ

ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ

С ПЕРИОД I - X ВЕКОВ

Глава I. Пение в апостольском веке

Начало христианского богослужебного пения

        Совершив последнюю в Своей земной жизни пасхальную вечерю и придав ей особый, всецело новый смысл - первого христианского богослужения в связи с установлением таинства Евхаристии - Спаситель, воспевше, восшел с учениками на гору Елеонскую (Мф. 26,30).

        Так положено было начало пению в Церкви Христовой, его богослужебное применение освятил Личным примером Сам Божественный Основатель ее. Святые апостолы закрепили пример, поданный Спасителем: по свидетельству Деяний (16,25), они после вознесения, посвящая 3-й, 6-й, 9-й, а также полуночный час молитве, сопровождали ее псалмопением. Распространяя Христово учение и устрояя юную Церковь, апостолы весьма заботливо относились к тому, чтобы верующие не забывали в своих молитвенных собраниях и о пении. Например: егда сходитеся, кииждо в вас псалом имать (1 Кор. 14,26),-наставляет апостол Павел. Он же пишет: исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5,19).

        Следы тех же забот о насаждении пения находим и в так называемых Апостольских постановлениях. Так, в кн. II, гл. 57 сказано: "...после двух чтений из (ветхозаветных) книг кто-либо другой пусть поет псалмы Давида, а народ да повторяет голосно концы стихов". В кн. VII, гл. 24, определено молитву Господню Отче наш петь каждый раз трижды. А в правилах 15, 23-25, 27 и 43 упоминается о певцах как "низшей степени клира". Таким образом, апостолы нетолько поощряли богослужебное пение, но и узаконивали его обязательность.

        Ближайшие сотрудники и преемники апостолов продолжали эту миссию. Например, о святителе Игнатии Богоносце, епископе Антиохийском, известно, что он не только усердно насаждал церковное пение вообще, но и ввел особый вид его, именно пение антифонное, то есть попеременное, по группам, выбрав между прочими из псалтыри для служб на великие праздники специальные стихи и составив к ним припевы, распеваемые доныне: Спаси ны, Сыне Божий и Молитвами Богородицы...

        Из вышесказанного ясно следует, что христианское богослужебное пение явилось не случайно, вызвано не слабостью или увлечением человеческим и с канонической точки зрения не есть что-либо самочинное, а наоборот - оно ведет свое начало от Самого Спасителя, утверждено трудами апостолов и существует в Церкви от первых дней ее как неотъемлемое условие молитвенных собраний христиан.

       

Песнопения первенствующей Церкви и способ их исполнения

        Апостолы в своих посланиях и постановлениях дали некоторые указания и на то, что надлежит петь христианам на молитвенных собраниях и как именно должно было совершаться богослужебное пение.

        Исполняйтеся Духом, - писал апостол Павел, - глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных (Еф. 5,19).

        "После двух чтений из ветхозаветных книг,- повторим мы слова Апостольских постановлений,- кто-либо другой пусть поет псалмы Давида, а народ да повторяет голосно концы стихов".