В.М. Острецов-ЧЕРНАЯ СОТНЯ И -КРАСНАЯ СОТНЯ-МОСКВА -ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО-Военно-патриотическое литературное объединение

Но... поднимающееся русское государство ждали суровые испытания. Чиновная администрация уже давно тяготела к общей всем либералам культуре, она искала наслаждений и ни во что не верила. Именно правительство России вело страну под гильотину всеобщего разрушения. Одни и те же школы и университеты готовили и чиновную интеллигенцию, и интеллигенцию революционную. У обеих были одни и те же кумиры. И те и другие боялись ими же самими выдуманных обзывалок — «реакция», «обскурант», «пережиток прошлого». Имея общий язык с леворадикалами, правительство очень скоро оказалось у них в плену. Боясь ярлыков, правительство, бесконечно отступая, дошло до Думы, где было разрешено на государственные деньги вести агитацию против государства.

Но самым страшным было то, что возобновились убийства состоящих при должности лиц — городовых, министров, губернаторов, полицейских, даже простых солдат. Правительство, следуя за мнением «гуманного, интеллигентного общества», восприняло эти акты бандитизма чуть ли не как справедливое и должное возмездие своим же слугам за какие-то их грехи: зря по убьют. Витте, премьер-министр страны в 1906 г., просто считал убийц-революционеров героями, а сами убийства чем-то вроде спорта (см. С. Ю. Витте. «Воспоминания», т. 3, с. 43).

С началом века началась та путаница понятий, которая сопровождает нас все последующие годы. Возникли ругательные термины: «черносотенец», «погромщик», «националист». Казалось бы, погромщиками следовало назвать тех, кто громил народ, его обычаи и культуру. Но леворадикалы, для которых характерна тактика перевертышей, все своя пороки приписывали другим.

Русская жизнь не может быть понятна без учета того, что в среде интеллигенции тон задавали евреи и полукровки — русско-еврейские, польско-еврейские. Из их среды шло особое неприятие коренных начал русского народа. С помощью денег евреи легко получали дворянство и приобщались к высшему обществу. Эта среда, крикливая, самоуверенная, легко схватывающая вещи по формальному признаку и неспособная проникнуть в глубь предмета, была склонна конструировать идеологические схемы-псевдоистории с крайним упрощением (Бердяев, Милюков и др.), заниматься конструированием схем улучшенного будущего, в котором себя видела вершительницей судеб. Народ русский был для этих людей чужд по всему своему складу. Отсюда такая жестокость даже в теориях. Отсюда и ставка в бунте и терроре на неоперившуюся молодежь, необразованную, но уже обозленную теориями классовой борьбы.

В 1905 г. вслед за «булыгинским» манифестом от 18 февраля, а затем манифестом от 17 октября Царь создает в стране парламентское правление. Власть постепенно переходит в руки разрушителей Русского национального государства.

В 1905 г. массы народа выходят на улицы. С одной стороны леворадикалы, с другой — возмущенные русские люди. В октябре 1905 г. почти во всех городах России произошли столкновения. Боевики из Бунда, из числа социал-демократов и эсеров были разбиты, и тут же нашли виновных. Раздались крики: «Караул, черносотенцы! Полиция, куда смотрит полиция!» С этого времени пошли и вопли о еврейских погромах. Откуда вдруг такая связь? Революция русская, а погромы еврейские? Про погромы кричали даже в тех городах, где никогда не проживали компактные массы еврейского населения (Ярославль, Кострома, Вологда и др.).

Вначале власти растерялись, полиция исчезла с улиц, а губернаторы во многих местах сами приветствовали социалистов (Москва, Уфа, Казань, Иркутск). На Юге же эта так называемая революция приняла форму погрома русской совести и чести. И тогда, именно потому, что власть растерялась, народ и смог взять дело спасения отчизны в свои руки. Это был стихийный акт самообороны. Как за три века до того, в смутное время, народ поднимался во имя спасения нации.

Первой правой национальной организацией стало Русское Собрание, возникшее в конце 1900 г. Его устав был утвержден 26 января 1901 г. Задачи его определялись уставом следующим образом: «Ознакомить общество со всем, что сделано важного и своеобразного русскими людьми во всех областях научного и художественного творчества».

Поначалу деятели Русского Собрания сосредоточили свое внимание на проведении вечеров по истории русской культуры. Его первыми учредителями стали 120 человек. Среди них мы видим тех, кто в последующем встал в ряды бойцов с революционной анархией.

Общество управлялось Советом из 18 человек: романист кн. Д. Голицын, кн. Шаховской, граф Апраксин, кн. Куракин, помещики Кашкаров, Чемодуров, епископ Серафим, редактор первой газеты «Свет» Комаров, постоянно вызывавший раздражение либеральной печати, присяжный поверенный П. Ф. Булацель, замечательный публицист, впоследствии редактор «Русского Гражданина», расстрелянный после революции, проф. Б. Никольский, так же как и Булацель ставший создателем Союза Русского Народа, В. Величко, человек, глубоко преданный русской национальной идее, В. М. Пуришкевич, один из наиболее известных думских деятелей, создатель Русского народного Союза имени Михаила Архангела (1908 г.), генерал Мордвинов, артист императорских театров К. Варламов.

Конечно, в настоящем хаосе красного бунта, клеветы на русскую историю, на саму Церковь и царя Русское Собрание не могло удержаться на академическом уровне хладнокровного исследования прошлого и литературных беседах. Его собрания быстро приобретают политическую направленность.

По мере углубления разрушительного хаоса в стране Собрание собирается все чаще и выступления ораторов приобретают полемический характер. В рядах Русского Собрания были сосредоточены лучшие интеллектуальные силы страны. В больших городах та интеллектуальная элита, которая исповедовала принцип «православия, самодержавия и народности» постепенно объединялась в местные отделения. Интерес к русской истории и культуре привей к желанию защищать эту историю и культуру.

В 1902 г. отдел Русского Собрания открывается в Харькове по инициативе проф. местного, университета А. С. Вязигина. Вскоре он начинает издавать ежемесячный журнал «Мирный труд» и различные популярные брошюры из серии «Что необходимо знать каждому русскому человеку». В 1904 г. Отделения Р. С. возникают в Киеве, Варшаве, Казани, Перми, Вильне и др. городах. Эти отделы становятся первыми организованными центрами будущих правых партий. В конце 1904 г. благодаря активности члена правления Русского Собрания Б. Никольского в Петербургском университете создается первое монархическое объединение — Кружок русских студентов. Славянофильское учение имело к тому времени немало приверженцев среди молодежи и преподавателей учебных заведений. Таким образом, был положен конец красному террору среди студентов. который так сильно мешал учиться и вовлекал студентов в бесконечные забастовки неизвестно ради чего и зачем. Было положено начало правым студенческим организациям, получившим название «академистов». Если бы правительство чувствовало всю трагичность положения в стране, оно несомненно поддержало бы студентов правого направления и движение стало бы твердой опорой самодержавия. Молодежь монархическая в то время еще была. Один из активных деятелей Союза Русского Народа В. П. Соколов вспоминал о событиях 1905 г., когда он был студентом: «Во время октябрьской смуты я принял участие в организации Союза возрождения России, кружка, составлявшегося из профессоров и студентов высших учебных заведений, сторонников учения славянофилов».

В 1907 г. Русское Собрание открывает в Петербурге собственную гимназию для детей от русских родителей. В это время общество издает брошюры историк-патриотического содержания. Еще одной очень важной темой в Р. С. становится борьба с алкоголизмом и создание обществ трезвости.