И. В. Олейник, В. А. Соснин-ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА: КАК -ПРОТИВОСТОЯТЬ ЕЕ ВЛИЯНИЮ-Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная

7) внушение лидерами секты крайних форм негативного отношения верующих к «внешнему» социуму. Деструктивные культы воспитывают в своих адептах абсолютную нетерпимость к людям из «внешней» среды, утверждают, что цели секты выше мирского закона, так как жизненно важны для спасения и счастья всего человечества. В отношениях сектантов с внешним миром ложь, «кража для Бога» и физическое насилие считаются средствами, вполне приемлемыми и оправдываемыми Великой Целью;

8) доведение верующих до готовности к противоправным действиям, в том числе экстремистского характера. Террористов, в том числе самоубийц, готовят именно в сектах тоталитарного толка;

9) пресечение методами физического насилия попыток ухода верующих из секты. Для контроля за поведением адептов и отражения возникающих из «внешнего» мира угроз деструктивные культы создают свои «неформальные» службы безопасности, зачастую комплектуя их кадры из числа бывших сотрудников правоохранительных органов;

10) патологическое стремление руководства секты к незаконной власти и независимости от механизмов общественного контроля. Тоталитарные секты стремятся к скрытому проникновению в органы государственной власти на максимально высоком уровне и совершают действия, подпадающие под понятие антигосударственного заговора (как в случае секты «Аум Синрикё»).

Обобщенная характеристика деятельности тоталитарной религиозно-оккультной секты — использование ее руководством жестких манипулятивных техник изменения и контроля сознания адептов.

Общий алгоритм подобных техник включает в себя следующие этапы:

1) сознательное введение в заблуждение вступающих в секту, то есть целенаправленное формирование положительной по отношению к деструктивному культу установки через саморекламу и отклики адептов;

2) внезапное или постепенное шоковое дезорганизующее воздействие на психику человека с целью подавления контроля сознания и достижения так называемых измененных состояний сознания;

3) внедрение в психику адепта, погруженного в измененное состояние сознания, деструктивных установок с помощью гипнотических процедур, введения в транс, приемов медитации, психотропных, наркотических средств, за счет физического и психического изнурения.

Результатом становится стойкое изменение сознания человека с разрушительными последствиями для его личности и психики в целом — превращение в зомби, потеря адекватного восприятия и оценки окружающей среды и самоконтроля поведения. Такой человек может оказаться социально опасным, способным по команде своего «духовного» руководителя совершить преступление — вплоть до ритуального убийства, индивидуального и коллективного самоубийства.

История тоталитарных культов полна ужасающих примеров. Достаточно упомянуть об одной из самых крупномасштабных трагедий, произошедшей 18 ноября 1978 года в гай-анском поселке Джонстаун. Тогда по приказу руководителя американской религиозной организации «Народный храм» Джима Джонса 912 сектантов, в том числе 276 детей, покончили с собой или были убиты единоверцами.

Как показывает психотерапевтическая работа с бывшими адептами деструктивных сект, их психологическая реабилитация и возвращение к нормальной жизни требуют многомесячных упорных усилий. Нередко такая работа оказывается в результате малоэффективной или совсем безуспешной.

Из того, что в современной России пока еще не зафиксировано носящих массовый характер самоубийств «по приказу Живого Бога», вовсе не следует вывод о том, что асоциальных культов в нашей стране нет или что они являются теоретической абстракцией, не имеющей отношения ни к одной из действующих в России тоталитарных сект.

В ходе первого контакта с представителями секты вы скорее всего узнаете лишь имя ее лидера или название организации — возможно, это поможет вам сориентироваться в том, стоит ли разговаривать дальше. Впрочем, название секты вполне может оказаться «обновленным» — руководство деструктивных культов стремится избегать названий, уже ставших в той или иной степени одиозными в конкретной стране. Среди «титульных» названий сект, частично потерявших по сравнению с последним десятилетием прошлого века свою привлекательность для россиян (но не активность в привлечении новых адептов), стоит упомянуть: