И. В. Олейник, В. А. Соснин-ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА: КАК -ПРОТИВОСТОЯТЬ ЕЕ ВЛИЯНИЮ-Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная

5. Идеалистически настроенные подростки, юноши и девушки, а также «правдолюбцы», склонные к инфантильному поведению в любом возрасте. Эти люди зачастую резко протестуют против современного общества потребления, хотят быть приобщенными к чему-то «большому и светлому», к какой-то великой идее, спасающей все человечество. При явном недостатке личного жизненного опыта они видят разрыв между своими идеалами и тем, что происходит в реальном мире, но не хотят просто созерцать окружающую несправедливость и с большим интересом относятся к информации о том, что есть «сильно продвинутые» группы, в которых эти идеалы уже активно реализуются.

Секты удовлетворяют потребность социально незрелых людей в амбициозной причастности к чему-то таинственному и исключительному.

6. Люди с остро неудовлетворенной потребностью в самоутверждении и социальном признании, но при этом не сформировавшие ценностно-смысловых ориентиров своей жизни. Деструктивный культ предоставляет им определенную сферу деятельности, позволяет реализовать себя, окружает психологически комфортной атмосферой «заботливого» общения.

В этом случае сектанты играют на желании человека принадлежать к чему-то лучшему и более значительному, чем его текущая (бессмысленная и неудовлетворительная для него самого) жизненная ситуация.

7. Люди, которые запутались в последствиях своих решений, психологически устали от необходимости что-то самостоятельно выбирать и не хотят нести ответственность за свой выбор. Эта категория людей хочет, чтобы за них решали другие, а они лишь следовали чужой «позитивной» воле. Это также одна из форм неэффективной психологической защиты у лиц с низкой самооценкой. Они готовы существенно ограничить свою свободу и сознательно уменьшают число альтернатив для себя, лишь бы увеличить определенность в своей жизни.

Деструктивный культ для них в этом смысле просто находка. Ведь он регламентирует абсолютно все стороны жизни: когда и что есть, когда и с кем спать, что читать и когда молиться (в секте «Ашрам Шамбала» рядовым верующим даже в туалет запрещалось ходить без разрешения вышестоящих начальников!).

Возникает вопрос, очень важный для понимания сути проблемы ухода людей в тоталитарные секты: почему вербуемые в тоталитарные секты отдают предпочтение именно деструктивным культам, а не, к примеру, традиционным религиям? Ответ на этот вопрос состоит в том, что значительная часть клиентуры тоталитарных сект — это люди, которые стремятся наиболее быстрым и легким (с точки зрения развития личности) способом получить интересующий их результат. По большому счету нет ничего удивительного в том, что они попадают в трагическую ситуацию — точно так же рано или поздно попадаются легковерные потребители недобросовестной и популистской рекламы.

Иерархия секты: «Живые Боги» и администраторы, или Власть и Деньги

Число членов наиболее продвинутых в России деструктивных сект насчитывает десятки тысяч человек. Такая численность подразумевает механизмы управленческого посредничества между лидером культа и рядовыми адептами. Расхожее представление о том, что все члены тоталитарной секты (за исключением самого учителя как «Живого Бога») являются «запрограммированными», неверно. Ведь «роботов» кто-то должен программировать, а в одиночку лидер большой секты с этим явно не справится. Жизнеспособные секты порой просто поражают эффективностью организации в достижении своих целей. А это невозможно осуществлять без грамотно поставленного управления и кадров с соответствующей подготовкой.

Кстати, формально лидерские фигуры сект, имеющие статус «Живого Бога», во многих случаях (а может быть, даже и в большинстве случаев) не являются главными управляющими. В высшем звене сект объективно может складываться (хотя и не всегда!) разделение на «знаковые» роли «верховных Учителей» и административно-управленческий аппарат. Например, исполнительница главной «знаковой» роли в «Белом братстве» Марина Цвигун (Мария Дэви Христос) сама находилась в сильной зависимости от Юрия Кривоногова (Юоанн Свами), реально управлявшего сектой. Несостоявшаяся во всемирном масштабе Заступница, Утешительница и Мессия после ареста вполне адекватно сотрудничала со следствием, чтобы отделаться минимальным сроком заключения. У Виссариона из «Церкви Последнего Завета» дела с ростом числа адептов шли далеко не блестяще, пока к формированию службы «взаимодействия с общественностью» не подключился со своим опытом работы в шоу-бизнесе бывший эстрадный певец Вадим Редькин.

Основатель «Церкви Сайентологии» Р. Хаббард вряд ли может быть назван эффективным организатором, поскольку до того, как ему в голову пришла идея основать собственную религию, он неоднократно терпел неудачи в каждом из своих многочисленных «бизнес-проектов» и до 39 лет был вынужден зарабатывать на жизнь сочинением третьесортных фантастических романов.

В начале своей миссионерской деятельности почти каждый из «Живых Богов» был дилетантом в своем деле. Вот как описывает Д. Шарко эту душераздирающую картину в своем ироническом памфлете «Как создать тоталитарную секту»: «Есть хорошее упражнение для развития пророческого дара. Надо остановиться поперек движения толпы и, сотрясая кистями поднятых к небу рук, громко прокричать что-нибудь типа: «Все похерено! Вся земля в оргазме!!!» Но лучше, конечно же, нейтральное: «Люди, опомнитесь!»