Oganezova M.A.

Что же пишет Рогозин о житии святых? «Аскетизм не может служить основой нашего спасения (1Кор. 13:1-3, Кол. 2:23 и 18, 1Кор. 8:8, Ин. 3:6; 6:63; 8:15, Рим. 8:8, Евр. 9:9-14, Ек. 4:5)»155. Остановимся на указанных ссылках. Сразу заметим, что ссылка на Ек.4:5 не представляется нам ни подтверждающей точку зрения Рогозина, ни относящейся к рассматриваемому вопросу, и мы полагаем, что читатель согласиться с нами: «Глупый [сидит], сложив свои руки, и съедает плоть свою» (Ек.4:5). Как нетрудно увидеть, речь в этом стихе идет о лени, невольно напрашивается вопрос: каким образом аскетизм может быть связан с ленью, если само понятие «аскетизм» происходит от греческого глагола askeo – искусно делать, упражняться156, а, следовательно, аскетизм по определению немыслим без подвига, непрестанной борьбы, напряжения всех духовных и физических сил человека. Обвинить, даже косвенно, подвижников Православной Церкви в том, что они «сидят сложа руки», значит во всей полноте обнаружить, в лучшем случае, свою неосведомленность в вопросах православного подвижничества, в худшем – стремление оклеветать перед неосведомленным читателем аскетический подвиг святых. Не стоит ли здесь вспомнить о десятой заповеди Декалога: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16)? В стихе Ин. 3:6 речь идет о рождении свыше, т.е. о Крещении. Что хочет сказать Рогозин, отсылая читателя к этому стиху в контексте рассуждения об аскетизме, остается не совсем ясным. Стих Ин. 8:15 позаимствован из речи Христа о Своем Божественном посланничестве, в этом стихе Господь говорит о том, что о Нем судят по Его внешнему облику, принимая за обыкновенного человека157. Отрывки из послания ап. Павла к Колоссянам: Кол. 2:23 и 18 взяты из общего обращения апостола к христианам в Колоссах, среди которых появилось лжеучение, носившее характер иудаистического гнозиса158. Стих 18 говорит о преувеличенном почитании ангелов в рамках этого лжеучения159, в стихе 23 говорится о «виде мудрости», т.е. о внешнем впечатлении мудрого учения, в то время как предлагаемое ими «изнурение плоти» и «смиренномудрие» не истинны, так как их служение «самовольно». Павел Рогозин таким образом пытается провести аналогию между изнурением плоти в рамках данного лжеучения и православной аскезой, однако он не утруждает себя обоснованием закономерности проводимых им аналогий, ничем не подтверждает их уместность. В Евр. 9:9-14 говорится о Жертве Христовой как Единственной и совершенной и об отмене иудейских жертв Жертвой Христа. Рогозин стремится отнести слова автора послания к Евреям об иудейских обрядах (Евр. 9:10) к церковным таинствам и обрядам, но и здесь совершает логическую ошибку поспешного обобщения, не объясняя читателю в чем он видит связь между иудейскими обрядами и церковными таинствами. Об отрывке 1Кор.13:1-3 мы уже говорили выше, 1Кор.8:8 звучит следующим образом: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Апостол Павел говорит здесь об идоложертвенном, Рогозин, видимо, пытается направить этот стих против православного поста, не упоминая о том, что постился и Господь в пустыне (Мф. 4:1-2, Лк. 4:1-2), и апостолы, и сам автор 1Кор. апостол Павел: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву (выделено нами. – М.О.) и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13:2-3), «рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу…» (Деян. 14:23). В том же первом послании к Коринфянам, на отрывок из которого ссылается Рогозин, ап. Павел пишет христианским супругам об упражнении «в посте и молитве» (1Кор.7:5). На наш взгляд, тенденциозность Рогозина в подборке библейских цитат, при которой внимание читателя фокусируется лишь на тех стихах Священного Писания, которые, как кажется автору, подтверждают правоту его взглядов, более чем очевидна. Добавим, что о церковной практике поста (в среду и пятницу) сообщает нам и Учение Двенадцати апостолов (Дидахэ) – памятник раннехристианской письменности (60-80гг.)160.

Ссылаясь на стих Ин. 6:63 и Рим.8:8: «Дух животворит; плоть не пользует нимало» и «…живущие по плоти Богу угодить не могут», Рогозин снова демонстрирует непонимание сути аскетического подвига, как раз устремленного к жизни не по плоти, а по духу, к умервщлению дел плотских: «… если живете по плоти, то умрете, а если духом умервщляете дела плотские, то живы будете» (Рим.8:13). О противостоянии плоти и духа, о борьбе с «делами плоти», к которой призван каждый христианин, ап. Павел пишет: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. … Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:16-21). Христианская жизнь – не есть самоуспокоенное пребывание в уверенности в спасении своей души161, напротив, ап. Павел сравнивает христианский подвиг с «бегущими на ристалище»: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9:25-27). Таким образом, аскетизм оказывается необходимой составляющей христианской жизни. Однако Церковь никогда не учила, что аскетизм самодостаточен в деле спасения: многие еретики вели весьма аскетичный образ жизни, но Церковь на основании одного лишь аскетического подвига не признала их святости. Поэтому заявление о том, что «молитв, милостыни и добрых дел недостаточно для спасения»162 бьет мимо цели: Церковь не учит, что молитвы, милостыни и добрые дела спасают сами по себе. Она говорит лишь о том, что христианская вера немыслима без своего выражения в добрых делах, а значит, добрые дела являют веру, делают ее явной для окружающих людей: « Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:14-16), «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). О значимости добрых дел Священное Писание говорит: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян.10:4), «… не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» (Евр. 6:10). Не оставляют сомнений в критериях последнего Суда притча Спасителя о Страшном Суде (Мф. 25:31-46) и слова ап. Иоанна Богослова: «…и судим был каждый по делам своим (выделено нами. – М.О.)» (Откр. 20:13).

В заключение данной главы остановим внимание читателя на одной, на наш взгляд, немаловажной неточности в рассуждениях Рогозина. Говоря о том, что «святыми» Священное Писание называет всех, верующих в Иисуса Христа»»163 и приводя абзацем ниже цитату из послания к Евреям: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14), автор совершенно не замечает своей логической непоследовательности, разрушающей его собственное утверждение: зачем было бы ап. Павлу призывать к святости своих адресатов, если бы они уже были святы в силу одной лишь веры во Христа?

Глава IX Поминовение усопших

Сказываю тебе: не выйдешь оттуда,

пока не отдашь и последней полушки.

Лк. 12:59.

Читая главу книги Павла Рогозина «Молитвы за умерших», остается только удивляться тому, что человек, старающийся продемонстрировать свое безграничное уважение к Священному Писанию, на первых же страницах своей книги заявивший о стремлении «держаться всецело Слова Божия и во всех спорных случаях предоставлять последнее и заключительное слово Священному Писанию»164 может с такой потрясающей легкостью игнорировать те свидетельства Священного Писания, которые ему неудобны. Например, пытаясь изложить учение Православной Церкви о необходимости молитв за умерших, Рогозин пишет: « …она (Церковь – М.О.) тщетно старается «подкрепить» свое толкование еще другими соображениями, как-то: «пока не свершен окончательный Страшный Суд над умершими» - возможна перемена, нужно только чтобы кто-нибудь об этой перемене позаботился… Души умерших «всегда живы» у Господа, а посему ту любовь, которую мы питаем к умершим, любовь, которая никогда не прекращается», мы должны проявить в молитве за умерших… . Наши умершие братья, учит православная церковь, почти все согрешили «грехом не к смерти», а потому сказано: «молитесь друг за друга», «и Бог даст ему жизнь» (Иак. 5:16, 1Ин. 5:16). «вот мы, православные христиане, молимся за них…» - учит церковь.

Что же говорит по этому поводу Святое Писание? (выделено нами. – М.О.)»165 Переход к последнему вопросу изумляет своей логической непоследовательностью: складывается впечатление, что ни послание ап. Иакова, ни Первое послание ап. Иоанна Рогозин в Святое Писание не включает. Автор, видимо, рассчитывает также на мизерность знаний текста Св. Писания его читательской аудиторией: авось никто не заметит, что мысль о Боге, перед лицом Которого нет мертвых, отсылает нас к следующим словам Христа: «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38), а мысль о вечности любви - первому посланию к Коринфянам ап. Павла (1Кор. 13:8). То, что автор никак не комментирует эти новозаветные цитаты, хотя, перефразировав, приводит их, в очередной раз вынуждает нас сделать вывод о тенденциозности работы Рогозина с текстом Священного Писания.

В основном, пытаясь аргументировать невозможность молитв за умерших и невозможность перемены посмертного состояния человека, Павел Рогозин ссылается на притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)166. Также Рогозин пишет: «в вопросе спасения каждый человек ответственен сам за себя.