Oganezova M.A.

Наши молитвы, какими бы они сильными ни были, недостаточны, чтобы спасти нас самих. Как же могут они содействовать спасению других?»167, «мысль о том, что «для умерших нет пока окончательного суда», ни на чем не основана»»168. Остановимся на этих доводах.

Прежде всего, притча о богаче и Лазаре рассказана Христом во время Его земной жизни, то есть до страданий и Крестной смерти, до того, когда Христос сошел душой во ад и проповедовал находящимся там духам: «…Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал…» (1Пет. 5:6), чтобы «…и мертвым было благовествуемо»(1Пет. 4:6), «…Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9). Притча о богаче и Лазаре описывает состояние умерших до Искупительного подвига Христа, после которого ситуация изменяется радикальным образом169. «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4:6). Если бы никакое изменение состояния душ человеческих после смерти было бы невозможно, то и проповедь Христа во аде была бы бессмысленна.

Действительно: каждый человек несет личную ответственность за свою жизнь и свои поступки, но это не отменяет необходимости взаимных молитв друг за друга. О том, что апостолы сами молились о спасении своих сотрудников свидетельствует, например, такая молитва ап. Павла об Онисифоре: «да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2Тим. 1:18). На связь молитвы христиан «за всех человеков» (а не только живых), и спасения указывает ап. Павел: « Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись (выделено нами. – М.О.) и достигли познания истины» (1Тим. 2:1-4). О силе и дерзновении молитвы пишет ап. Иоанн: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него» (1Ин. 5:14-15, см. тж.: Иак. 5:15-18). Далее апостол наставляет молиться за «брата своего согрешившего грехом не к смерти»: «пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1Ин. 5:16). Как видим, взаимные молитвы составляют неотъемлемую часть христианской жизни. Священное Писание не позволяет нам согласиться с Павлом Рогозиным, что взаимные молитвы христиан друг за друга не могут содействовать нашему спасению170.

Учение о том, что лишь Страшный Суд, на который предстанут и живые, и мертвые - «Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых» (1Пет. 4:5) - будет окончательным, а до него в участи умерших еще возможна перемена, основано на свидетельстве Священного Писания. О том, что умерший после смерти предстает на суд, пишет ап. Павел: «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Очевидно, что апостол не полагает продолжительного промежутка времени между смертью и судом, а значит, речь не может идти о Страшном Суде, время которого нам неведомо: «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36; см. тж.: Мф. 24:42). Если бы состояние душ после смерти не могло измениться, то всеобщий Суд, который совершится не только над живыми, но и над умершими (Деян. 10:42), был бы излишим. В возможности отпущения грехов и после смерти убеждает нас также то, что «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:9). Ему «дана… всякая власть на небе и не земле» (Мф. 28:18), Он имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1:18), Его же слова дают нам основание веры в возможность осуществления такой перемены: «…если же кто скажет на Духа Святого, не проститься ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:32), «сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки» (Лк.12:59) «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:34-35).

Церковь есть, прежде всего, Тело Христово: «…мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5); «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор. 12:13), «…вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 13:27). Ап. Павел, говоря о Церкви как о Теле Христовом, подчеркивает связь Ее членов друг с другом: « дабы …все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:25-26). Господь воплощается и претерпевает смерть «…дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14). Как видим, Новый Завет свидетельствует о том, что сошествие Христа во ад явилось победой над царством дьявола и освобождением его пленников; свт. Иоанн Златоуст пишет: «ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умервщлен, низложен, связан»171. Смерть отныне – не окончательная участь человека, так как она побеждена Присносущной Жизнью. Смерть члена Церкви не разрывает Ее единства, к Церкви принадлежат и все усопшие православные христиане, до тех пор, пока не совершен последний Страшный Суд172. Живые и умершие члены Церкви связаны духовным союзом, а потому молитва за умерших так же жива и действительна пред Богом, как и молитва за живых. Примеры молитв за умерших мы находим в Св. Писании: 2Мак. 12:39-49, а также кн. Вар. 3:4-6. Поминовение живых и усопших за Литургией имеет в Православной Церкви глубокое богословское осмысление: Жертва Христа, принесенная в определенную историческую эпоху на Голгофе, по своему сотериологическому содержанию вечна, вневременна и внепространственна: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1Ин. 2:2). Христос всегда пребывает со Своей Церковью, Лично присутствуя во Святом Духе: «…Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Евхаристия не есть повторение Жертвы Христовой, но множественное ее преломление в жизни Церкви173. Евхаристия как Жертва приносится в память и оставление грехов не только живущих, но и усопших христиан, соединяя всех верных – живых, святых, усопших – в единое Тело во Христе174.

В заключение данной главы заметим, что молитвы за умерших были общей практикой древнеапостольской Церкви, что подтверждают тексты первых чинопоследований литургий, надписей на захоронениях христиан, молитв. Например, в литургии ап. Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского (умер ок. 63г.) читаем: «Еще помянути сподоби, Владыко, …и всякую плоть, юже помянухом и юже не помянухом. Тамо их упокой, в стране живых, во Царствиии Твоем, в наслаждении рая»175.

Глава X Таинство Крещения

Рассмотрим суждения Павла Рогозина о Крещении. Павел Рогозин пишет: «слово «крестить» в греческом оригинале означает «погружать» или «хоронить в воде»»176. Так ли это? В словаре греческо-русского языка приводятся следующие значения греческого глагола «baptidzo»: «погружать, орошать, обливать, черпать, Н.З. мыть, крестить, в стр. креститься» 177. Легко заметить, что среди значений слова «baptidzo», переводимого на русский как «крестить», есть не только «погружать», но и «орошать», «обливать». Как замечает Рогозин, «…для совершения крещения требовалось «много воды», настолько много, чтобы крещаемый мог «скрыться под водой» (Ин.3:23)»178. Данный стих указывает на наличие большого количества воды, необходимого для Крещения большого числа людей («Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились»), но сам по себе ничего не говорит о конкретном образе Крещения, так как, как мы уже указали, глагол «baptidzo» многозначен. В Древней Церкви первоначально Крещение проводилось в реке, о чем мы узнаем так же из книги Деяний (8:36 и след.), послания Варнавы (9гл.), Пастыря Ермы (Запов. 4:3; 9:160) и первой апологии Иустина (гл. 61), но, тем не менее, как следует из Учения Двенадцати апостолов (Дидахэ), написанного, как уже отмечалось выше, в 60-80гг. по Р.Х., Древняя Церковь не абсолютизировала этого правила. В Дидахэ читаем: «…крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа, в воде проточной. Но если ты не имеешь воды проточной, то крести в другой воде; если же невозможно в холодной, то (крести) в теплой. А если не имеешь той и другой, то возлей трижды воду на главу во имя Отца и Сына и Святого Духа (выделено нами. – М.О.). Но перед крещением пусть постятся крещающийся и крещаемый и, если могут, некоторые другие. Но крещающемуся прикажи, чтобы он наперед постился день или два»179. Особенно хочется подчеркнуть, что в этом ценнейшем документе, составленном в конце I - нач. II в. по Р.Х., который фиксирует порядок и правила церковной жизни, установившиеся к тому времени, не сказано ни слова о том, что крещены могут быть только взрослые.

О Крещении детей Павел Рогозин пишет: «Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что «таковых есть царствие Божие» (Лк. 18:16), и ограничивается благословением их. В другом месте Христос говорит, что «ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф. 18:3-4 и 10; Мк. 10:14-15)»180, «Ап. Павел говорит, что дети освящаются родителями христианами (1Кор.7:14) и, как таковые, не нуждаются в таинствах, пока дети»181; «Крещение должны принимать только уверовавшие, независимо от их пола и возраста. Но способны ли веровать «младенцы»»182. Стих 1Кор. 7:14, на котором останавливает внимание читателя Павел Рогозин, звучит следующим образом: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». Контекст данного стиха Павел Рогозин не принимает во внимание: нерушимость брачного союза и в том случае, когда один из супругов не уверовал во Христа. Благодатная христианская жизнь одного из супругов распространяется, в некотором смысле, на всю семью183, но сделать из этого стиха вывод, что дети не нуждаются в таинствах и, в частности, в Крещении, потому что освящаются родителями-христианами, будет необоснованным расширением смысла данного отрывка. Если ребенок освящается родителем-христианином и потому не нуждается в Крещении, то, следуя логике Рогозина, можно сделать вывод, что и неверующий супруг может никогда не креститься, так как о таких ап. Павел говорит как об освящающихся верующим супругом. То, что подобное понимание рассматриваемого стиха неверно, так как речь в нем не идет об отсутствии необходимости в Крещении ребенка в ситуации, когда один из родителей стал христианином, возможно, станет очевидным, если привести здесь слова Христа: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Как мы видели, в качестве одного из основных аргументов против Крещения детей, по обыкновению, выдвигается неспособность ребенка сознательно уверовать во Христа, принять Его как своего Спасителя. Рогозин ссылается здесь, в том числе, на Лк. 18:16; из этого отрывка автор делает следующий вывод: «Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что «таковых есть царствие Божие» (Лк. 18:16), и ограничивается благословением их». Перечитаем этот евангельский стих: «Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», а также обратим внимание на предшествующий: «Приносили к Нему и младенцев (выделено нами. – М.О.) , чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им» (Лк. 18:15). Параллельным текстом к этому отрывку является, в частности, следующий: «Тогда приведены были к Нему дети (выделено нами. – М.О.), чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф. 19:13-15). Если понимать отрывок, указанный Рогозиным, (Лк. 18:16) в буквальном смысле (как, собственно, и поступает Рогозин, понимая под «таковыми» не людей, имеющих характерные черты детей, а самих детей), то на вопрос: каких детей благословляет Христос, следует ответить: тех, которых к Нему приносят, и тех, которых к Нему приводят. Делают это, естественно, взрослые люди. Причем, приносить детей, чтобы Христос прикоснулся к ним, благословил их, возложил на них руки, помолился за них, могли лишь те взрослые, которые сами имели веру в святость благословения Христа. Но Христос не спрашивает этих детей, приняли ли они Его в свое сердце184 или нет, верят ли они в благодатную силу Его благословения или не верят, согласны они принять Его благословение или нет. Христу оказывается достаточно веры взрослых для того, чтобы благословить и помолиться о детях, детская неспособность сделать сознательный выбор и уверовать в благодатность благословения Сына Божия не смущает Христа. Нельзя обойти вниманием и тот простой факт, что неспособность к разумному мышлению есть удел не только младенцев, но и многих людей, страдающих психическими и неврологическими расстройствами. Значит ли это, что они должны быть лишены Крещения, а значит, и возможности войти в Царство Небесное? Рогозин отрицает связь между ветхозаветным обрезанием и новозаветным таинством Крещения185; однако ап. Павел указывает на эту связь, называя Крещение «обрезанием нерукотворным», «обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Обрезание в Ветхом Завете (Быт. 17:10-14), как и Крещение в Новом Завете – знак принятия в число народа Божия. Ветхозаветная Церковь совершала обрезание над восьмидневными младенцами мужского пола в знак заключения завета между Израилем и Богом (Быт. 17:11), чему не мешало то обстоятельство, что ребенок восьми дней от роду не был способен сознательно уверовать в Божие обетование и самостоятельно заключить завет с Богом. Если обрезание не было совершено, то младенец должен бал быть истреблен, как нарушивший завет Божий, хотя ясно, что о сознательном нарушении закона не могло идти и речи: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой» (Быт. 17:14). Причем, постановление об обрезании соблюдалось настолько строго, что ради него нарушался даже покой субботнего дня (Ин. 7:22-23). Лишить детей Крещения, согласно учению Церкви, значит лишить их возможности войти в Церковь Христа, стать ее членом. То же относится к тем взрослым людям, которые в силу своих заболеваний никогда не станут взрослыми сознательными людьми, никогда не смогут понять смысл Евангельской вести и сознательно уверовать во Христа. Из Нового Завета мы знаем, что для совершения чуда Господь, прежде всего, вопрошал о вере: «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9:23), «И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их]. И дивился неверию их» (Мк. 6:5-6). Но в тех случаях, когда речь шла о людях, не способных к сознательной вере по тем или иным причинам, Господь не отказывал им в помощи, исцеляя этих людей по вере их близких: «И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему (выделено нами. – М.О.) всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф. 4:24). Таково, например, исцеление бесноватого отрока по вере его отца: « И привели его к Нему (выделено нами. – М.О.). Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (выделено нами. – М.О.). И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:20-24) . Таково исцеление дочери Иаира: « Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его…. И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала» (Мф. 9:18-19; 23-25), таково исцеление расслабленного по вере его друзей: « вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его [в дом] и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5:18-20). Что важнее в человеке – тело или душа? Для христианина – душа: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36) . Почему же мы должны считать, что Господь, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4), благословляя детей и исцеляя физические заболевания немощных и по вере их близких, отказывает в «рождении свыше», в Крещении тем, кто неспособен в силу возраста или интеллектуального состояния стать сознательно верующим христианином? Ведь и разумный взрослый человек не в состоянии в одночасье во всей полноте постичь все содержание совершаемого таинства, весь его глубочайший смысл.

Говоря о Крещении детей, нельзя не остановиться на одной важной подробности. Дело в том, что вопрос Крещения младенцев, равно как и Крещения людей, страдающих умственными расстройствами, актуален для баптистов и по сей день186 , так как среди них есть группы, которые признают детокрещение187. Тема посмертной участи умерших детей признается «острой проблемой»188. В Баптистском Вероисповедании 1689 года говорится: «Дети, умирающие в младенчестве189, оживляются и спасаются Христом через Дух, действующий когда, где и как Он соблаговолит. Так же бывает и со всеми избранными, которые не могут быть явно призваны служением Слова»190. Как отмечает Сэмюэль Уолдрон, фраза ««младенцы, умирающие в раннем возрасте» … «утверждает, что, по крайней мере, некоторые (выделено нами. – М.О.) младенцы, умирающие в раннем возрасте, спасаются. Это все, что данная фраза несомненно (выделено нами. – М.О.) утверждает»191. Таким образом, даже Баптистское Вероисповедание 1689 года не говорит об автоматическом спасении всех умерших в детстве лишь в силу их возраста. Более того, в соответствии с воспринятым Католической Церковью и протестантским миром учением бл. Августина о вине и ответственности всех потомков Адама за грех прародителей192 и о таинстве Крещения, как о таинстве, в котором отпускается вина за первородный грех,193 в «Современном толковании Баптистского вероисповедания» признается, что в вопросе Крещения младенцев «знание вины и греховного состояния младенцев должно руководить нами. Библия учит, что эта вина является реальной (Пс. 50:6-7; 57:4; Прит. 22:15; Еф.2:1-3; Иона 4:1-11). Нет никакого библейского основания, чтобы указывать возраст, с которого наступает ответственность, или говорить, что дети верующих родителей менее испорчены от рождения, чем другие дети»194. Как видим, в самом баптизме тема Крещения детей предстает очень серьезной проблемой, книга же Павла Рогозина не может заслуживать доверия даже с точки зрения баптистского вероучения. Здесь возникает вопрос: возможно, было бы более последовательно сначала самим баптистам прийти к единому мнению по проблеме Крещения младенцев, и лишь затем писать или переиздавать книги, не отличающиеся грамотностью в вопросах христианского вероучения, которые, тем не менее, бросают камни в сторону Крещения детей в Церкви?