Oganezova M.A.

Приведем некоторые выдержки из книг «Христианское богословие» М. Эриксона, «Систематическое богословие» У. Грудема, «Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года» и Баптистского вероисповедания 1689 года, дабы читатель смог самостоятельно оценить уровень знаний Павла Рогозина в баптистском вероучении. Павел Рогозин отвергает роль добрых дел в вопросе спасения в самой примитивной из существующих форм, попутно пытаясь приписать Церкви учение о спасении по заслугам205. О людях, разделяющих подобные взгляды Рогозин пишет: «На вопрос: «Где будете вечность проводить, в раю или в аду?» эти люди отвечают: «А кто это знает? Все от Бога зависит… Чего заслужу…»

Человек, стремящийся «заслужить» себе спасение, никогда уверенности в спасении иметь не будет. Бог не дает человеку спасения по заслугам»206. Таким образом, роль поступков человека нивелируется до нулевого уровня, и главным оказывается не спасение души, а субъективная «уверенность» в собственном спасении207. Так играют ли дела роль в обретении Царства Божия, в соответствии с самим вероучением баптистов? Заглянем в Баптистское Вероисповедание 1689 года. О Страшном Суде в этом документе говорится: «В тот день будут судимы …все люди, жившие на земле, … чтобы дать отчет за свои мысли, слова и дела и получить в соответствии с добрым или худым, что они делали, живя в теле (выделено нами. – М.О.)»208. В «Современном толковании баптистского вероисповедания 1689 года» мы находим следующий комментарий: «Суд будет производиться на основании наших дел (выделено нами. – М.О.), потому что наши дела, взятые как единое целое, показывают наш характер, а наш характер показывает наше отношение ко Христу и наличие или отсутствие веры в Него»209. О невозможности противопоставления веры и дел М. Эриксон, комментируя послание ап. Иакова, пишет: «…внимательное рассмотрение показывает, что в Иак. 2:18-26 дела представлены не альтернативой вере, а ее подтверждением. Апостол пишет: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). … В этом отрывке он указывает, что вера без дел мертва (Иак. 2:20). Подлинная вера неизбежно выливается в дела. Вера и дела неразделимы, …подлинная вера проявляется в делах, которые она производит. (выделено нами. – М.О.). Веру, не ведущую к делам, нельзя считать истинной»210. О роли поступков человека в исходе Страшного Суда Священное Писание учит: «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10)», «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5:29). М. Эриксон пишет о Страшном Суде: «Критерием оценки станет исполнение раскрытой воли Божией»211. С этим трудно не согласиться. Но в чем же состоит воля Божия? В Священном Писании по этому вопросу мы находим следующие утверждения: «ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей (выделено нами. – М.О.)» (1Пет. 2:15), «За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть освящение ваше (выделено нами. – М.О.)» (1Фес. 1:3). Таким образом, воля Божия в творении добра и в освящении человека, – если же именно оно явится «критерием оценки» на Страшном Суде, то вопрос освящения оказывается чрезвычайно важен для христиан, желающих услышать: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Что же такое освящение? К сожалению, Павел Рогозин почти полностью игнорирует тему освящения, уделяя ее раскрытию лишь несколько фраз: «освящение – прогрессивное»212, «человек…не сразу делается «святым»»213. Освящение Рогозин противопоставляет спасению: «Спасение занимает три минуты, в то время как освящению должна быть посвящена вся остальная жизнь спасенного»214, однако Священное Писание недвусмысленно говорит нам, что без достижения святости никто не увидит Христа: «старайтесь иметь …святость, без которой никто не увидит Господа» (выделено нами. – М.О.) (Евр. 12:14). Хотелось бы поинтересоваться: если можно спастись за три минуты, не обретя святости, то каким видится Рогозину спасение - в отрыве от Христа?

Каким видится путь освящения Павлу Рогозину? Вот то немногое, что говорит автор по данному вопросу: «Бог спасает нас от греховной жизни и вводит в жизнь ежедневного, ежечасного освящения»215, «Благодать … говорит: …приди таким, как есть, и я сделаю тебя святым»216 (NB! – М.О.), «Если мы не уверены, что мы «храм Духа Святого», как может Он производить нужную работу освящения в нашей душе?»217. Человек «спасенный» сравнивается Рогозиным с младенцем, освящение – с его последующим возрастанием218. Как видим, роль освящаемого в деле собственного освящения пассивна, как роль ребенка в деле собственного физического повзросления. Для освящения человека не требуется ничего, кроме веры в то, что он – храм Святого Духа, главная основа освящения – уверенность в своем спасении: «Уверенность в спасении – первая и главная основа для освященной жизни верующего»219. Но это не соответствует даже учению баптизма, как пишет М. Эриксон: «…верующий постоянно призывается активно действовать и возрастать во всем, что относится к спасению …хотя освящение представляет собой Божью работу, верующий также играет в нем роль, связанную как с устранением греховности, так и с развитием святости (выделено нами. – М.О.)»220. В «Современном толковании баптистского вероисповедания 1689 года» по этому вопросу говорится: «Библия …призывает нас к усердной работе (выделено нами. – М.О.) в вопросе нашего освящения»221. «Повеление «сами будьте святы» - то, что надо совершить (1Пет. 1:15)»222, «побуждение к действию является обязательным для исполнения»223. Таким образом, «делать» нас святыми без нашего участия Бог не будет.

Дело спасения на страницах книги Рогозина предстает очень несложным. Самым главным224 (NB!) в нем Рогозин считает уверенность в спасении своей души, но если самое главное – именно такая уверенность, то все остальное второстепенно. Таким образом, чтобы спастись, необходимо самому быть убежденным в том, что ты уже спасен. Об уверенности в собственном спасении Павел Рогозин пишет: «одним из самых поразительных доказательств моего личного спасения является свидетельство Духа Святого, которое я имею в сердце (выделено нами. – М.О.). …Дух Святой создает в сердце всякого верующего эту ясную уверенность в спасении»225. Как видим, свидетельство о спасении - чисто субъективно и основывается, главным образом, на собственной убежденности в том, что это произошло. Ап. Павлу, например, такая самоуверенность явно не была свойственна: он пишет, что лишь стремится к «усовершению», «к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе», как сам он говорит: «для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, [Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим (выделено нами. – М.О.); а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели (выделено нами. - М.О.), к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:8в; 10а; 12-14). Об уверенности в спасении Рогозин пишет, в частности, следующее: «Многие не имеют уверенности в спасении потому, что они пренебрегают средствами благодати и свою духовную жизнь начинают без повиновения Богу. Бог говорит: «кто покается и креститься, спасен будет», а они принимают только первую половину повеления Божьего и пренебрегают другой… . Бог не может дать уверенности в спасении верующему, который не повинуется Слову Божьему. Да и можно ли вообще назвать такого человека верующим»226. Отсюда следует логический вывод: если ты не имеешь уверенности в своем спасении – ты неверующий, если ты неверующий – ты не спасен, следовательно, спасен лишь тот, кто уверен в своем спасении! Все гениальное просто, не правда ли?!!! Нам остается добавить лишь то, что изложение учения об уверенности в спасении Рогозиным соответствует самому примитивному его пониманию в рамках самого баптизма: «Сказать, что вера включает уверенность, - значит сказать, что человек должен верить, что он спасен, с тем чтобы быть спасенным. Это логическое противоречие (выделено нами. –М.О.). Грешник приходит ко Христу потому, что он не спасен, а не потому, что он верит, что он спасен. Если мы принимаем спасение по вере, то вера не может быть уверенностью в том, что мы спасены. Все эти обстоятельства вынуждают нас очень ясно и четко проводить различие между верой и уверенностью в спасении»227.

Глава XII Таинство Евхаристии

…как Он может дать нам есть Плоть Свою?...

Многие из учеников Его, слыша то, говорили:

Какие странные слова! Кто может это

слушать? ... С этого времени многие из учеников

Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

Ин. 6:52, 60, 66.