Оганезова М.А.-КНИГИ АНАСТАСИИ СЕМЕНОВОЙ:-ОККУЛЬТИЗМ ПОД МАСКОЙ -ПРАВОСЛАВИЯ?-Содержание-Введение-Глава I. Всемогущий

Глава V. Иконы в понимании Анастасии Семеновой: идолы или обереги?

Глава VI. Молитва по методу Анастасии Семеновой, или немного о прелести

Глава VII. И снова о молитве

Глава VIII. Анастасия Семенова о посте

Глава IX. Бесы или негативные эмоции?

Глава X. Оккультизм под маской Православия?

Заключение

Введение

Не преклоняйтесь под чужое ярмо

с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?

(2 Кор.6:14)

В последнее время на прилавках светских книжных магазинов можно увидеть большой ассортимент литературы, которая претендует на раскрытие православного учения и предлагает духовные наставления от имени Православия. К одним из авторов книг подобного рода относится Анастасия Семенова. Мы предлагаем читателям вместе с нами проанализировать излагаемые госпожой Семеновой идеи в свете догматического богословия Православной Церкви, а также сравнить некоторые, наиболее впечатляющие утверждения данного автора, с оккультным учением. Мы надеемся, что в результате нашей работы Вы согласитесь с выводом о том, что книги Анастасии Семеновой содержат целый ряд идей, не соответствующих основным вероучительным положениям Церкви, в то время как многие из утверждений госпожи Семеновой позаимствованы их автором из оккультизма.

« С тех пор, как вышла в свет книга "Дорогами Православия" на мое имя приходят десятки писем с самыми разными вопросами…. Сегодня речь пойдет об основах нашей веры»1,– с этих слов начинается книга Анастасии Семеновой «Основы нашей веры». Как видим, автор претендует на раскрытие для читателей истин православного вероучения. О том, что же за «истины» изложены в книгах Семеновой и представляют ли они основы православной веры, мы и поговорим ниже. Начнем мы с вопроса, который задает себе каждый человек, только начинающий знакомиться с религиозной литературой: что говорит данная книга о Боге.

Глава I. Всемогущий Бог или «объективные законы жизни» и человек,

как «энергетическая масса»

Итак, каково учение о Боге Анастасии Семеновой? Во-первых, ее Бог подчинен неким загадочным «законам жизни»: «существуют объективные законы жизни, которые даже Бог не может нарушить (выделено нами – М.О.)»2. У каждого, кто когда-либо изучал религию античного мира, это заявление вызывает ассоциации с темой судьбы в древнегреческой мифологии, с античным представлением о существовании «ананкэ», необходимости, довлеющей как над людьми, так и над богами: « …в мире царствует сила, которая повергает все и вся в состояние рабства. Эта сила – судьба или рок. Ее власть над миром безраздельна, изначальна и неотменима. Ей равно подвластны и люди, и боги».3 Такова была вера древних греков, но они были язычниками, Семенова же пытается говорить не от имени язычества, а от имени Православия. Однако Православная Церковь в отличие от Анастасии Семеновой, учит как раз об обратном: одной из характеристик воли Божией является всемогущество: «…это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия»4. В Священном Писании Господь говорит о Себе: «Я Бог Всемогущий…» (Быт. 17:1); «Бог творит все, что хочет» (Пс.134:6); «Он делает, чего хочет душа его» (Иов 23:13). Нельзя не заметить, что идея Семеновой о существовании «объективных законов», которым подвластен и Сам Господь Бог, в корне противоречит основанной на Священном Писании вере Православной Церкви во всемогущего Бога-Пантократора (Вседержителя): «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле» (Пс. 113:11).

Далее, представлениям Семеновой о Боге свойственна грубая антропоморфность, вот как она описывает пост: «Человек во время поста как бы посвящает себя Богу. И Бог в благодарность (выделено нами – М.О.) дает ему силы»5. Согласно учению Православной Церкви, Бог независим и совершенен; будучи всеблаженным, обладая бесконечной благостью и любовью к Своему творению, Он, конечно, помогает человеку и поддерживает его во время поста, но сказать, что Бог делает это из благодарности, значит считать Его зависящим от человека, в то время как Господь самодостаточен, Сам Он ни в чем не нуждается: «Бог не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17:25). В работах Анастасии Семеновой слово «Бог» и понятие «Высший мир» оказываются взаимозаменяемыми: «Человек во время поста как бы посвящает себя Богу. И Бог в благодарность дает ему силы. Эти силы вполне ощутимо вливаются в грудь, проникают во все тело, как будто открывается какой-то невидимый канал, связывающий нас с небесами. По такой энергетической «дорожке» идет взаимный энергетический и информационный обмен между человеком и Высшим Миром»6. Православная Церковь не только не говорит о таком взаимном энергетическом и информационном обмене между человеком и Высшим Миром, Церкви чужды даже сами понятия «Высший Мир», «энергетический обмен», «энергетическая дорожка»; эти образы позаимствованы Семеновой из оккультизма, в частности из оккультного учения агни-йоги: «…нужно… помнить об…устремлении в Высшие Сферы, - так достигается эволюция духа» (Живая Этика. Иерархия. 249), «...открытые центры (чакры. - М.О.) дают эволюционный космический канал, …все человечество в совершенствовании должно двигаться по эволюционному каналу…» (Живая Этика. Знаки Агни-Йоги.228), «психолучи (человека. - М.О.) образуют каналы, по которым мы можем общаться с иными сферами»7.

При этом антропология Семеновой также явно оккультного характера, обратим внимание на тот пиетет, с которым автор описывает магические способы «лечения»: «Для наших врачей тело – это комок из мышц, крови и костей, и лечение обычного пореза занимает несколько дней – пока рана сама не затянется. Знахарь воспринимает тело как энергетическую массу и читает заговор, воздействуя на пораженный участок на энергетическом уровне. В результате рана исчезает за несколько мгновений… Секрет уникальных способностей некоторых людей – в умении пользоваться силой слова. Ведь слово – главный проводник человека в мире энергий (выделено нами. – М.О.)»8. Согласно учению агни-йоги, « человек представляет собою психоэлектрическое поле, которое высылает лучи различного порядка…. Через концентрацию эти лучи могут быть доведены до высокого напряжения (вольта). Поразительное воздействие этих лучей зависит от силы их концентрации или вольта и от резонанса (ответной вибрации) в объекте, на который они направлены»9. Молитва для Семеновой – синоним заклинания: «слова молитвы, прочитанные священником и подкрепленные специальным обрядом, превращают воду в исцеляющий эликсир»10. Взгляд Семеновой на слово, как на «проводник человека в мире энергий», вводит читателя в сферу магии, но никак не в мир Православия: мнимая власть мага над «силами природы» основана на той самой «силе слова», о которой пишет Семенова. Правда, «мир энергий» некоторые маги прямо называют миром, населенным духами. Вот как описывают действие этой силы сами маги: «Маг живет…в мире, населенном духами, над которыми он имеет власть. Эта власть приводится в действие с помощью ритуала и заклинаний: четко произнесенное слово перестает быть только словом, оно физически выражает существо (сущность) вещи, которую называет»11. В своем магическом отношении к слову Анастасия Семенова заходит столь далеко, что даже Слово Божие оказывается для нее «энергетическим потоком из космоса». Поговорим об этом подробнее.

Глава II. «Герменевтика» Анастасии Семеновой текста

Священного Писания