Оганезова М.А.-КНИГИ АНАСТАСИИ СЕМЕНОВОЙ:-ОККУЛЬТИЗМ ПОД МАСКОЙ -ПРАВОСЛАВИЯ?-Содержание-Введение-Глава I. Всемогущий

Итак, каково учение о Боге Анастасии Семеновой? Во-первых, ее Бог подчинен неким загадочным «законам жизни»: «существуют объективные законы жизни, которые даже Бог не может нарушить (выделено нами – М.О.)»2. У каждого, кто когда-либо изучал религию античного мира, это заявление вызывает ассоциации с темой судьбы в древнегреческой мифологии, с античным представлением о существовании «ананкэ», необходимости, довлеющей как над людьми, так и над богами: « …в мире царствует сила, которая повергает все и вся в состояние рабства. Эта сила – судьба или рок. Ее власть над миром безраздельна, изначальна и неотменима. Ей равно подвластны и люди, и боги».3 Такова была вера древних греков, но они были язычниками, Семенова же пытается говорить не от имени язычества, а от имени Православия. Однако Православная Церковь в отличие от Анастасии Семеновой, учит как раз об обратном: одной из характеристик воли Божией является всемогущество: «…это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия»4. В Священном Писании Господь говорит о Себе: «Я Бог Всемогущий…» (Быт. 17:1); «Бог творит все, что хочет» (Пс.134:6); «Он делает, чего хочет душа его» (Иов 23:13). Нельзя не заметить, что идея Семеновой о существовании «объективных законов», которым подвластен и Сам Господь Бог, в корне противоречит основанной на Священном Писании вере Православной Церкви во всемогущего Бога-Пантократора (Вседержителя): «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле» (Пс. 113:11).

Далее, представлениям Семеновой о Боге свойственна грубая антропоморфность, вот как она описывает пост: «Человек во время поста как бы посвящает себя Богу. И Бог в благодарность (выделено нами – М.О.) дает ему силы»5. Согласно учению Православной Церкви, Бог независим и совершенен; будучи всеблаженным, обладая бесконечной благостью и любовью к Своему творению, Он, конечно, помогает человеку и поддерживает его во время поста, но сказать, что Бог делает это из благодарности, значит считать Его зависящим от человека, в то время как Господь самодостаточен, Сам Он ни в чем не нуждается: «Бог не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17:25). В работах Анастасии Семеновой слово «Бог» и понятие «Высший мир» оказываются взаимозаменяемыми: «Человек во время поста как бы посвящает себя Богу. И Бог в благодарность дает ему силы. Эти силы вполне ощутимо вливаются в грудь, проникают во все тело, как будто открывается какой-то невидимый канал, связывающий нас с небесами. По такой энергетической «дорожке» идет взаимный энергетический и информационный обмен между человеком и Высшим Миром»6. Православная Церковь не только не говорит о таком взаимном энергетическом и информационном обмене между человеком и Высшим Миром, Церкви чужды даже сами понятия «Высший Мир», «энергетический обмен», «энергетическая дорожка»; эти образы позаимствованы Семеновой из оккультизма, в частности из оккультного учения агни-йоги: «…нужно… помнить об…устремлении в Высшие Сферы, - так достигается эволюция духа» (Живая Этика. Иерархия. 249), «...открытые центры (чакры. - М.О.) дают эволюционный космический канал, …все человечество в совершенствовании должно двигаться по эволюционному каналу…» (Живая Этика. Знаки Агни-Йоги.228), «психолучи (человека. - М.О.) образуют каналы, по которым мы можем общаться с иными сферами»7.

При этом антропология Семеновой также явно оккультного характера, обратим внимание на тот пиетет, с которым автор описывает магические способы «лечения»: «Для наших врачей тело – это комок из мышц, крови и костей, и лечение обычного пореза занимает несколько дней – пока рана сама не затянется. Знахарь воспринимает тело как энергетическую массу и читает заговор, воздействуя на пораженный участок на энергетическом уровне. В результате рана исчезает за несколько мгновений… Секрет уникальных способностей некоторых людей – в умении пользоваться силой слова. Ведь слово – главный проводник человека в мире энергий (выделено нами. – М.О.)»8. Согласно учению агни-йоги, « человек представляет собою психоэлектрическое поле, которое высылает лучи различного порядка…. Через концентрацию эти лучи могут быть доведены до высокого напряжения (вольта). Поразительное воздействие этих лучей зависит от силы их концентрации или вольта и от резонанса (ответной вибрации) в объекте, на который они направлены»9. Молитва для Семеновой – синоним заклинания: «слова молитвы, прочитанные священником и подкрепленные специальным обрядом, превращают воду в исцеляющий эликсир»10. Взгляд Семеновой на слово, как на «проводник человека в мире энергий», вводит читателя в сферу магии, но никак не в мир Православия: мнимая власть мага над «силами природы» основана на той самой «силе слова», о которой пишет Семенова. Правда, «мир энергий» некоторые маги прямо называют миром, населенным духами. Вот как описывают действие этой силы сами маги: «Маг живет…в мире, населенном духами, над которыми он имеет власть. Эта власть приводится в действие с помощью ритуала и заклинаний: четко произнесенное слово перестает быть только словом, оно физически выражает существо (сущность) вещи, которую называет»11. В своем магическом отношении к слову Анастасия Семенова заходит столь далеко, что даже Слово Божие оказывается для нее «энергетическим потоком из космоса». Поговорим об этом подробнее.

Глава II. «Герменевтика» Анастасии Семеновой текста

Священного Писания

Богословское исследование текста Священного Писания включает в себя несколько этапов, которые определяются существованием нескольких уровней работы с текстом Библии: текстологию, исагогику, экзегетику и герменевтику. Текстология – наука, целью которой является изучение древних рукописей Священного Писания и поиск ответа на вопрос о том, насколько адекватен дошедший до нас текст своему первоначальному состоянию. Исагогика занимается поиском ответа на следующие вопросы: кто был автором текста, где, когда и в каком историческом, культурном, политическом и т.д. контексте данный текст был написан. Экзегетика – поиск того смысла, который вложил в этот текст сам автор. Герменевтика – истолкование текста12. Обратим внимание читателя на то, что герменевтика является последним этапом работы с текстом Писания, будучи наиболее важным и ответственным из них, так как она должна основываться на надежном и как можно более однозначном исагогико–экзегетическом анализе, а значит, герменевтика должна учитывать результаты всех трех предшествующих этапов. Заметим, что православный подход к толкованию Священного Писания формулируется 19-м правилом Пятошестого Собора, которое звучит следующим образом: «аще будет исследуемо слово Божие, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях».13 Вместе с тем, православный христианин, читая Библию, руководствуется не только данными библейской науки, но и святоотеческим толкованием библейского текста: важно, чтобы герменевтика не шла вразрез с верой Церкви, бережно хранимой доныне, в противном случае Библия может стать источником самых причудливых умопостроений. Анастасия Семенова являет собой образец любителя самостоятельных толкований Библии, не имеющих основания ни в святоотеческой традиции Церкви, ни в научных исследованиях. Например, в своей книге «Исцеление постом» Анастасия Семенова пишет: «Все знают евангельское14 изречение: «Не хлебом единым жив человек». Но мало кто знает, что у него есть продолжение: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»15. Далее Семенова интерпретирует этот библейский стих таким образом: «…очень часто проводится такая аналогия: то, что называется словом Божиим, - это есть некий невидимый поток энергии и информации, получаемый человеком свыше, из Космоса, - и реально насыщающий, питающий душу»16. Находя эту аналогию «недостаточно точной»17, Семенова, тем не менее, соглашается с ней: «условно можно сказать и так»18, при этом она оправдывает свое согласие тем, что, по ее мнению, «словосочетание «слово Божие» большинству людей сегодня практически ни о чем не говорит. И приходится им, материалистически воспитанным, объяснять все с точки зрения энергетики, биополя, той науки, которую сейчас называют биоэнергоинформатикой. Приходится – никуда не деться»19. Однако ни одно высшее учебное заведение, помимо оккультных, не изучает биоэнергоинформатику, из чего можно сделать вывод, что такой научной дисциплины не существует. Но почему-то понятия и объяснения этой квазинауки должны быть доступнее пониманию читателей, чем самое простое и очевидное объяснение: Слово Божие – это заповеди Божии20, и для того, чтобы в этом убедиться, достаточно просто прочитать стихи, предшествующие выражению «Слово Божие» в восьмой главе кн. Второзакония: « Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:1-3). Как видим, Слово Божие не имеет никакого отношения к «невидимому потоку энергии из космоса». Постулировав, что «священные книги древности…всегда были, есть и будут шире, глубже, истиннее любых толкований, объяснений и интерпретаций»21, Семенова, тем не менее, предлагает собственное понимание священного текста, отличное от принятого не только Православной Церковью, но и традиционными христианскими конфессиями в целом. По всей видимости, госпожа Семенова считает, что именно ей дано понять Священное Писание «шире, глубже, истиннее», чем любые экзегеты, а также прозреть в нем смысл, недоступный их убогому пониманию, но она столь любезна, что готова поделиться с читателями своими проникновениями в богооткровенные истины. На наш взгляд, пример Семеновой очень показателен. Он демонстрирует нам очевиднейший случай толкований, как говориться, «от ветра головы своея». Однако, приняв подобный подход к толкованию Библии, в тексте, священном для всех христиан, можно найти и еще более «широкие и глубокие» «истины». Если же учесть тот факт, что каждый православный христианин, (к числу которых, видимо, причисляет себя и Семенова), стремясь правильно понять смысл Священного Писания, должен руководствоваться, прежде всего, Священным Преданием Церкви, которое является главным источником православной герменевтики22, то можно сделать вывод, что подход госпожи Семеновой к интерпретации Библии никак не соответствует православному, напротив, противостоит ему.

Глава III. «Христология» Анастасии Семеновой

Центром догматического учения Церкви является христология, о чем свидетельствует история Церкви первых веков, – эпохи самого активного поиска формулировок веры. Адопцианская и арианская, монофизитская и монофелитская, несторианская ересь и ересь докетов – любая из них, извращая учение о Христе, самым предметом своего заблуждения свидетельствовала о первостепенной важности именно этой темы, именно этого вопроса – вопроса о том, Кто есть Христос. Эта тема и по сей день, в полном соответствии со словом евангельским, является «камнем преткновения» для многих: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Ис. 8:14; 28:16; Рим. 9:33). В расцерковленном сознании некоторых современных нам авторов тема христологии, – тема, от раскрытия которой зависит все сотериологическое учение Церкви, – принимает самые неожиданные формы. Кто есть Христос? Человек, отличавшийся от нас лишь добродетельной жизнью? Учитель нравственности? Просто неудачник, не понятый окружающим миром и им отвергнутый? Или же Бог, принявший человеческое естество в величайшем событии человеческой истории, – в Боговоплощении, – Бог, ставший человеком для того, чтобы вновь открыть человеку путь к обожению? Ответ Церкви известен каждому достаточно образованному человеку. Но веру в какого Христа предлагает своим читателям Анастасия Семенова? Соответствует ли ее «учение» о Христе учению Церкви, от имени которой она пытается говорить, издавая книги под названием «Дорогами Православия» или «Основы нашей веры»? Обратимся к текстам ее книг. Анастасия Семенова пишет о Христе, например, следующее: «…молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду не была услышана Богом. Христос, Сын Божий, просил своего Отца помочь ему, спасти от казни, говоря: «Господи, да минет меня чаша сия». Но Отец Небесный не услышал и не захотел помочь даже своему Сыну! Даже Христу не осталось ничего другого, как смириться со своей долей. И ведь он не разгневался на Отца, не отвернулся от Него – Христос смирился со своей долей, поняв, что существуют объективные законы жизни, которые даже Бог не может нарушить - не может даже ради него, Своего Сына. Христос смирился и сказал: «Да свершиться воля Твоя». Он понял, что ничего не остается, как смириться со своей участью и довериться воле Божией даже в страданиях, не отступать от Бога даже в жесточайших муках... .Он умер, зная, что на то воля Божья, не гневаясь, не отрекаясь от Бога. Потому и получил ( ?!!! – М.О.) жизнь вечную»23. Оказывается, «…молитва Христа осталась без ответа… потому, что Бог имел для его жизни лучшее продолжение, чем просил сам Христос (выделено нами. – М.О.)»24 Вообще-то после цитат, имеющих такое содержание, особенно после двух последних процитированных нами фраз, в данной работе можно было бы поставить точку, потому что для любого человека, хотя бы минимально знакомого с учением Церкви, несостоятельность претензий Семеновой на выражение православной веры более чем очевидна, равно как и то, что к Церкви сам автор приведенной цитаты не имеет никакого отношения, так как каждый православный христианин обязан знать, по меньшей мере, Символ Веры, формулирующий основные положения православного вероучения, и исповедовать его, то есть открыто признавать его истинность. В частности, в Символе Веры есть такие слова: «Верую…во Единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия,…Бога истинна от Бога истинна» (2чл.). Таким образом, Церковь, в отличие от госпожи Семеновой, исповедует Христа, прежде всего, Богом. Христос же Анастасии Семеновой оказывается вовсе не Всемогущим Господом-Вседержителем, не Спасителем, Он, как каждый человек, нуждается в спасении, в даровании вечной жизни: «Христос получил жизнь вечную». Но Церковь, в соответствии со свидетельством Священного Писания, учит, что Христос – Богочеловек, Он Сам – Податель вечной жизни: «… так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Ин.17:2), Он назван в Священном Писании Начальником вечной жизни (Деян.3:15), Он Сам есть Жизнь вечная: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5:20). Как видим, идеи госпожи Семеновой противоречат словам Священного Писания.