Kniga Nr1247

Так и в Крещении через чувственную вещь — воду — сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и возрождении, или обновлении. Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе эти дары бестелесно. Но поскольку душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает Он тебе через чувственное. Сколь многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, обувь. Вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его; а Он дает тебе не только видеть Себя, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с небрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим усердием и бодростью. Ибо если иудеи ели агнца с готовностью, стоя и имея обувь на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Потому что они готовились идти в Палестину, посему и имели вид путешественников; а ты готовишься идти на небо.

Так, должно всегда бодрствовать: не малое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Подумай, сколь много ты негодуешь на предателя и на тех, кои распяли Христа. Берегись, чтобы и тебе не сделаться виновным против Тела и Крови Христовых. Они умертвили всесвятое Тело, а ты принимаешь его нечистою душою после стольких благодеяний. Ибо не довольно было для Него того, что Он стал Человеком, что Его били по голове и умертвили. Но Он еще Себя передает нам и не только верою, но и делом соделывает нас Своим Телом.

Сколь же чист должен быть тот, кто наслаждается сей жертвой! Сколь чище всех лучей солнечных должны быть рука, раздробляющая сию Плоть, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною Кровью! Помысли, какой чести удостоен ты! Какой наслаждаешься трапезой! На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют воззреть без страха из-за сияния, с тем соединяемся и делаемся одним телом, одною плотью со Христом. Кто изречет могущество Господне, сделает слышными все хвалы Его? (Пс. 105, 2)

Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю — пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого. Он питает нас собственной Кровью и через это соединяет нас с Собою» 25 .

Святой Иоанн Дамаскин учит: «Поскольку мы по естеству двояки и сложны, то и рождение должно быть двоякое, равно и пища сложная. Потому дано нам рождение водою и Духом (говорю о святом Крещении), а пища есть Сам Хлеб жизни (Ин. 6, 35), сшедший с небес (Ин. 6, 41),— Господь наш Иисус Христос. Ибо Он, готовясь принять за нас добровольную смерть, в ту ночь, когда предал Себя на мучения, завещал Новый Завет святым Своим ученикам и апостолам, а чрез них и всем верующим в Него. Преломив хлеб, дал им, говоря: Примите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое (1 Кор. 11, 24), во оставление грехов (Мф. 26, 28). Подобным образом, взяв чашу с вином и водою, подал им, говоря: Пейте из нее все: сия есть Кр овь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27—28), сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Сына Человеческого возвещаете и воскресение Его исповедуете, доколе Он придет (1 Кор. И, 26).

Бог сказал: Сие есть Тело Мое; сия есть кровь Моя; сие творите в Мое воспоминание. И по Его всесильному повелению так бывает и будет до того времени, когда Он придет; ибо так сказано: доколе Он придет (1 Кор.11, 26). Хлеб и вино используются потому, что Бог знает человеческую немощь, которая с неудовольствием отвращается от многого, если оно не утверждено обыкновенным употреблением. Итак, Бог, по обычному Своему снисхождению, через обыкновенное по естеству совершает сверхъестественное. В Крещении, поскольку люди обыкновенно омываются водою и помазуются елеем, Бог с елеем и водою соединил благодать Духа и сделал Крещение банею возрождения. Здесь же, поскольку люди обыкновенно в пищу употребляют хлеб, в питие — воду и вино 26 , Бог с сими веществами соединил Свое Божество и сделал их Своими Телом и Кровью, чтобы через обыкновенное и естественное мы участвовали в сверхъестественном » 27.

На Первом Вселенском Соборе, состоявшемся в Никее в 325 г., Святые Отцы говорили: «На Божественной Трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу с вином. Но, вознося верою ум ввысь, будем разуметь, что на священной трапезе этой лежит Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира(Ин.1, 29), приносимый священниками в жертву бескровную. И, принимая истинно честное Тело и Кровь Его, мы должны веровать, что это — знамения нашего воскресения» 28 .

В деяниях Третьего Вселенского Собора Ефесского, в послании свт. Кирилла Александрийского, одобренном Отцами Собора, читаем следующее: «Возвещая сущую по плоти смерть Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Воскресение Его и Вознесение на небеса, мы совершаем в церквах бескровное жертвоприношение. И таким образом приступаем к таинственным благословенным Дарам и освящаемся, причащаясь святого Тела и честной Крови Христа, искупившего всех нас. И принимаем их не как обыкновенную плоть (чего да не будет!) и не как плоть человека, освященного и соединившегося со Словом по единству достоинства, то есть ставшего Божиим обиталищем, но как Тело истинно животворящее, собственное Тело Самого Слова. Ибо Он, будучи Жизнью по естеству как Бог, когда стал единым с собственной плотью, соделал ее животворящей. И потому, хотя Он говорил нам:Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его (Ин. 6, 53),— мы не должны почитать ее за плоть человека, во всем подобного нам. Ибо каким бы образом плоть человека по природе своей могла быть животворящей? Но должны почитать ее за плоть Того, Который ради нас стал и назвался Сыном Человеческим» 29 .

На Седьмом Вселенском Соборе Святые Отцы, обличая заблуждение лжеучителей, свидетельствовали: «Никто из труб Духа, то есть святых апостолов или достославных отцов наших, бескровную жертву нашу, совершающуюся для воспоминания страданий Бога нашего и всего домостроительства Его, не называл образом Тела Его. Ибо мы не принимали от Господа так говорить и возвещать. Напротив, Он благовествует:Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6,53). Также: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56).

Еще благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чаилу и благодарив, подал им и сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26—28). А не сказал: «Приимите, ядите образ Тела Моего».

Также и апостол Павел, почерпнув знания из Божественных глаголов Господа, говорит: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чаилу после вечери, и сказал: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 23-26).

Итак, ясно показано, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы бескровную жертву, приносимую священниками, никогда не назвали образом, но самим Телом и самою Кровью. И хотя прежде, нежели совершится освящение, некоторым из Святых Отцов казалось благочестивым именовать их образами, но после освящения они суть Тело и Кровь Христовы, и так называются, и приемлются верою» 30 .

Видите, братия, как единогласно Святые Отцы учат, что в Евхаристии хлеб и вино, по освящении их через слова Господни и призывание Святого Духа, суть Тело и Кровь Христовы. Немного мы привели свидетельств, но из них каждый может видеть, что вся Святая Вселенская Церковь Христова так исповедала и так учила чад своих. Ибо предложили мы свидетельства частью Святых Отцов, прославляемых всей Вселенской Церковью, частью взятые из деяний Вселенских Соборов, на коих учение и постановления утверждались согласием множества Святых Отцов, собранных из разных стран, по которым распространилась Церковь Христова.

Да и сами вы, братия, всегда имеете перед собой свидетельство об этой истине от всей Православной Церкви Христовой, присутствуя при совершении Литургий свтт. Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Двоеслова. Эти Литургии не вновь составлены, а представляют собой сокращения Литургии апостольской, которая через апостолов и мужей апостольских передана Церкви последующих времен. А помянутые Святые Отцы эту древнюю апостольскую Литургию только приспособили к нуждам своего времени, не изменив в ней ничего существенного. В действиях этих Литургий Православной Церкви, как сами слышите и видите, ясно представляется вниманию каждого вера Вселенской Церкви в Таинство Тела и Крови Христовых. Это та вера, которая в писаниях Святых Отцов и учителей Церкви разнообразно раскрывается и объясняется, что видно из выше предложенных свидетельств. Так согласно и неизменно Святая Церковь Христова, как приняла от Господа и святых