Kniga Nr1247

Его апостолов, содержит и исповедует, что в Ев-харистии под видами хлеба и вина содержатся истинное Тело и Кровь Христовы.

Этой верою и нас с детства, как необходимым и спасительным молоком, поила Святая Церковь, будучи чадолюбивой матерью. Эту веру да храним и питаем мы, чада Церкви, как бесценное сокровище и залог нашего упования на великие обетования Господа Иисуса, предлагаемые всем любящим Его и хранящим святые заповеди Его. Он, благий и человеколюбивый Бог и Спаситель наш, Сам, силою благодати Своей, да дарует всем нам всегда более преуспевать в этой вере и в благих делах по заповедям Его, чтобы иметь нам твердое и несомненное ожидание жизни вечной! Ему и Отцу Его и Всесвятому Духу, единому Вечному, Всеблагому и Всемогущему Богу нашему, в Трех Лицах нераздельно сущему и прославляемому, слава и благодарение и поклонение да будет от нас, ныне и всегда! Аминь.

18. Св. Игнатий Богоносец. Послания к Смирнской Церкви.

19. Апология 1. Гл. 66. См. Христианское чтение. 1825 г. Ч. 17.

20. Т.е. тлению без надежды на воскресение.

21. Против ересей. Кн. IV. Ч. 18. Гл. 4. 5.

22. Кн. V. Ч. 2. Гл. 3.

23. Тайноводственные поучения. IV. 1, 2, 3, 6.

24. Lib. de natura Die curiose non scrutanda.

25. Беседа 82 на евангелиста Матфея.

26. По апостольскому преданию, в Таинстве Евхаристии должно употреблять не одну воду, как у энкратитов, и не одно вино, как у армян и якобитов, но вино, растворенную водою. См. Постановления апостольские.8,12 Св. Иустин Философ. Апология 1. Свт. Ириней Лионеский. Кн. 5. Гл. 2. Литургия свт. Василия Великого. в которой читается: "прием, растворив".

27. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.14. Гл.13.

28. Gelasii Cyziceni Commentar. actorum concilii Nicaeni Cap. XXXI. Diatyposis.5.

29. Episyol. Synodica Cyrilli Alex, ad Nestor. Constantinop. episc. a Syn. Alexandr. et Ephes. Approb.

30. Cone. Nic. II. Act. VI. Lect. Epiphan. Diac. 

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ

О преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, или о пресуществлении.

Братия, о великом чуде, всегда совершающемся в Таинстве Евхаристии — о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы — ныне будем беседовать. Не с тем, чтобы раскрыть тайну сокровенную и сделать ее удобопонятною, но с тем, чтобы более научиться веровать и, веруя, более благоговеть пред необъятным величием Таинства.

Что значит сие преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, это понятно для нашего разумения. Это значит, что действием освящения хлеб перестает быть хлебом, а делается Телом Христовым, и вино перестает быть вином, а делается Кровью Христовой. Древние Отцы и учители объясняли сие действие преложения различно. Сначала говорили: хлеб и вино прелагаются, изменяются, преобразуются, претворяются в Тело и Кровь Христовы 31 и тому подобное. Потом вошло в употребление слово «пресуществление», и стали говорить и писать, что хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы 32.

Впрочем, новое слово выражает ту же древнюю истину, которую показали мы, и означает тоже самое действие, которое понимается под словом «преложение». То есть оно показывает, что вещество хлеба и вина в Евхаристии, по освящении их, перестает быть существом хлеба и вина, но становится существом Тела и Крови Христовых. Сим учением о преложении, или пресуществлении, полнее раскрывается та истина, опровергающая многие ложные учения, что в Таинстве Евхаристии предлагаются Тело и Кровь Христовы под видами хлеба и вина таким образом, что существа хлеба и вина уже нет. Остаются же только их виды, или образы, обладающие их свойствами — формой, вкусом и т.п.