Kniga Nr1247

Как совершается сие преложение, или пресуществление? Это непостижимая тайна и есть дело Божественной премудрости и всемогущества. Истинно, это есть величайшее чудо, в действительности которого мы не должны сомневаться, ибо имеем на сие несомненные и неоспоримые доказательства. Однако образ совершения его непостижим — он есть предмет благоговейной веры. Истину предложения, или пресуществления, хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы несомненно доказывают и Священное Писание, и учение Святых Отцов и учителей Церкви, и всеобщая вера право верующей Церкви Христовой.

В Священном Писании, как прежде вы, братия, слышали, предложено ясное учение о том, что в Евхаристии, под видами хлеба и вина, содержатся истинное Тело и Кровь Христовы. Иисус Христос, устанавливая сие Таинство и преподавая ученикам Своим хлеб, сказал: Сие есть Тело Мое, — а подавая чашу с вином, произнес: Сия есть Кровь Моя. Видели мы прежде, рассматривая сии слова, что их не должно разуметь иначе как только в точном, буквальном смысле. Ибо Спаситель не говорил: это есть образ или покров Моего Тела и Моей Крови, а прямо сказал: Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя. Как св. апостолы и евангелисты приняли от Самого Иисуса, веруя, что всесильный Господь преподал им истинные Тело и Кровь и установил Таинство Тела и Крови Своих, так они и передали Церкви Христовой в слове писаном и неписаном на все времена. Вы также видели, как апостол Павел, наученный Господом и Его Святым Духом, ясно и убедительно раскрыл сию истину в Послании к коринфянам.

Чаша благословения, которую благословляем,— писал апостол,— не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор. 10, 16). Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чаилу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. И, 27). Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 29).

Но хлеб и вино не иначе могут сделаться истинными Телом и Кровью Христовыми как через преложение существа хлеба и вина в существо Тела и Крови Христовых — или через пресуществление.

Святые Отцы и учители Церкви как приняли от самого Иисуса Христа через апостолов, так и передали нам. В предыдущей беседе было изложено их учение. Все они говорят, что в Евхаристии предлагаются не хлеб и вино, но самые Тело и Кровь Христовы, и через это уже ясно свидетельствуют, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, и по преложении остается только вид хлеба и вина, а не существо их. Ниже приводится еще несколько небольших отрывков из трудов древних Отцов и учителей Церкви.

Святитель Кирилл Иерусалимский учил: «Хлеб и вино в Евхаристии, прежде призывания Троицы, были простые хлеб и вино. После же призывания хлеб становится Телом Христовым 33, а вино — Кровью Христовой 34» . В другом месте: «Хлеб Евхаристии, по призывании Святого Духа, уже не простой хлеб, но Тело Христово» .

Святитель Григорий Нисский: «Поистине верую, что и ныне хлеб, освящаемый словом Божиим, претворяется в Тело Бога Слова. Ведь и это тело было хлебом по силе и возможности, но освятилось пребыванием Слова, обитавшего во плоти. Итак, от чего в том теле претворенный хлеб изменился в Божественную силу, посредством того же и ныне бывает то же самое. Ибо как там благодать Слова освящала тело, которое поддерживалось хлебом, и потому некоторым образом само было хлебом; так и здесь хлеб, как говорит апостол, освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4, 5), не через вкушение и питие соделываясь Телом Слова, но тотчас претворяясь в Тело Слова, как сказано от Слова: Сие есть Тело Мое 35».

Блаженный Феофилакт слова Господа изъясняет так: «Сказав же: Сие есть Тело Мое, — показывает, что освящаемый в Таинстве хлеб есть самое Тело Господа, а не образ. Он не сказал: «Сие есть образ»,— но: Сие есть Тело Мое.

Ибо таинственным действием претворяется в Тело, хотя нам и кажется хлебом 36» . В другом месте: «Хлеб не есть образ Тела Господня, но прелагается в самое Тело Христово 37» . Еще в ином месте: «Смотри, хлеб, который мы едим в Таинстве, не есть образ Плоти Господней, но самая Плоть Господа: ибо хлеб, таинственными словами, через таинственное благословение и наитие Святого Духа, претворяется в Плоть Господню 38» .

Сие Таинство велико, и действие преложения, или пресуществления, непостижимо. Однако для верующего ничто здесь не представляется неприемлемым. Для Всемогущего может ли что-либо быть невозможным? Разве Тот, Кто единым словом воззвал все из небытия в бытие, не может хлеб и вино претворять в Свое пречистое Тело и Кровь? Питавший небесным хлебом древнего Израиля в пустыне, не может ли питать нового Израиля пренебесным хлебом — Своим Телом и Кровью?

Святые Отцы много говорили о сей возможности Таинства, обличая неверие или предохраняя верующих от помыслов сомнения. Посмотрим, что пишут Св. Отцы и учители Церкви.

Святитель Амвросий Медиоланский пишет : «Не скажешь ли: как ты утверждаешь, что я принимаю Тело Христово? Это еще и остается доказать нам. Итак, сколько употребить нам примеров для доказательства того, что здесь мы видим не образованное природой, но освященное благословением; и того, что сила благословения более, нежели сила природы, поскольку благословением и сама природа изменяется. Посох держал Моисей; бросил его вперед, и сделался змей. Моисей хватает змея за хвост, и тот обращается в посох. Вот смотри, как пророческой благодатью дважды изменилась природа и змея, и посоха».

И далее свт. Амвросий исчисляет другие чудеса, которые Бог совершил через Моисея, Илию и Елисея, и продолжает: «Итак, видим, что больше имеет силы благодать, нежели природа. Впрочем, мы говорим теперь о благодати пророческого благословения. Но если благословение человеческое имело столько силы, что изменяло природу; то что сказать о благословении Божием, в котором действуют слова Самого Господа Спасителя? Ибо Таинство, принимаемое тобой, совершается словами Христа. Если же слово Илии так было сильно, что низвело огонь с неба, то не сильно ли слово Христово изменить виды стихий? О делах всего мира читал ты: Ибо Он сказал — и возникли они; Он повелел — и были созданы (Пс. 148, 5).

Так, слово Христово, способное из ничего создать то, чего не было, не может ли и существующее изменить в то, чем оно не было? Ибо давать вещам новую природу значит не менее, чем изменять их. Несомненно, истинная Плоть Христова — та, которая была распята и погребена. Следовательно, истинным является и Таинство Плоти Его. Сам Господь Иисус взывает: Сие есть Тело Мое. И ты говоришь: «Аминь», т.е. «Истинно»! Что говорят уста, то да исповедует ум; что гласит слово, то да чувствует сердце!»