Kniga Nr1247

И опять если удивляешься тому, как один Христос во многих частях подается верным равно целый, не меньший в одной части и не больший в другой; удивляйся и тому, как один мой голос и у меня в устах и в ваших ушах есть один и тот же голос.

Удивляешься, как Тело не сокрушается в раздроблении Тайн, когда раздробляется Агнец, и как во всякой части есть целый и совершенный Христос? Удивляйся и тому, что когда зеркало раздробится на малые части, то образ человеческий в нем не раздробляется, но во всякой части представляется целым, как и в полном зеркале.

Если удивляешься тому, как Христос, часто снедаемый, не умаляется, но цел пребывает во веки; удивляйся и тому, что, зажегши одною свечою другие свечи, ты не уменьшаешь чрез это света первой свечи.

И если спросишь о том, как Христос, вошедший внутрь нашего естества, не оскверняется и не заключается; то и я спрошу: «Солнце, проходя над нечистыми местами, оскверняется ли через это или нет?» Знаю, что мудрый и верный не осмелится сказать: «Да». Тем более не оскверняется Христос — Свет всякой чистоты — и не заключается Сущий, Которого не могли удержать ни ад, ни гробные печати, ни двери в горнице учеников, затворенные и твердо заключенные.

Так же рассуждай и о том, что случается со страшными Тайнами и снедаемой частью: т.е. что она не переходит в тление, подобно обыкновенной пище, но, как говорит святой Иоанн Златоуст, освященные хлеб и вино прелагаются в некую тонкую пару и расходятся во все составы тела нашего. Так же рассуждай и о сих случаях: если Святым Тайнам от небрежения или иного чего случится упасть, сгореть, сгнить, замерзнуть, задержаться в пометах и проч., то не Тело Христово сему подвергается, но внешние виды хлеба и вина. А оная бесстрастная 50 жертва  никак не причастна сему, ибо Плоть Христова однажды пострадала за нас; а по воскресении Христовом она не подлежит уже страданиям. Впрочем, иерей не прав в своем небрежении, он тяжко согрешает и подлежит великому наказанию и епитимье, по рассуждению своего архиерея.

И если удивляешься, как в такой малой части Таин — весь полный и целый Христос; то дивись и тому, как в столь малом зерне зрачка твоего вмещаются и им объемлются такие великие города. Но, узнав сие, ты не пытайся испытать неиспытуемое Таинство, а с несомненной верой и сердечной любовью воздавай благодарение страшному и сильному и всемогущему Царю и Богу Вседержителю, и делами, и умом, за неисповедимые дары Его.

В отношении Тела Господня право веруй с Церковью о страшных Таинствах. Телесными очами усматриваешь ты хлеб и вино. Однако веруй крепко, без сомнения тому, что существо их наитием и действием Святого Духа и властью всемогущего Слова Божия изменяется в Тело и Кровь Христовы. Так что ничего иного здесь не остается, а только самые истинные Тело и Кровь Господни, под видами квасного пшеничного новоиспеченного мягкого хлеба и вина, выжатого из виноградных гроздьев, то есть ягод.

О, человече! Словом Божиим уверяйся,

И подобии сими в вере укрепляйся.

Выше себе искати, молю тя престати,

И на правоте в Церкви святой добре стати. Слово бо Божие в век присно пребывает,

И вся по Своей Его воле претворяет.

Веруй, яко хлеб Его есть святое Тело,