Kniga Nr1247

48. См. Свт. Димитрий Ростовский. Сочинения. Том V. Двенадцать статей, которые уверяют сомневающихся в пресуществлении и проч.

49. То есть неспособная подвергнуться страданиям или какому-либо повреждению.

50. Статьи 9, 10 и 11-я из сочинения свт. Димитрия Ростовского не относятся к данному предмету, потому опущены. 

БЕСЕДА ПЯТАЯ

О том, что Евхаристия есть жертва. О существе сей жертвы и ее отношении к жертве крестной.

Сказали мы прежде, что Евхаристия есть жертва за живых и умерших. В настоящей и следующей беседе с помощью Божией раскроем яснее сию истину.

Иисус Христос в состоянии уничижения на Кресте однажды принес Себя в искупительную жертву за грехи всего рода человеческого. Так и ныне, пребывая в славе, Он в Таинстве Евхаристии каждый раз приносит в жертву Свое пречистое Тело и Свою Кровь для умилостивления Отца Своего к людям.

Здесь, братия, надобно понимать таинственное жертвоприношение Тела и Крови Христа Спасителя не в том значении, в каком исповедуем мы, следуя учению Церкви Христовой, Крестное жертвоприношение Иисуса Христа, в котором Он как великий Первосвященник единожды Самого Себя принес в искупительную жертву за грехи всего мира (Евр. 9, 28; 10, 14; Рим. 6, 9). Но следует понимать это таинственное жертвоприношение так: в Евхаристии, по установлению Иисуса Христа, действием Святого Духа Дары, из хлеба и вина преложенные в самое Тело и Кровь Христовы, приносятся в умилостивительную жертву Богу. Они силою страданий и крестной смерти, которые претерпел Иисус Христос за грехи мира, ходатайствуют пред Богом за живых и умерших в вере и надежде на Него, за коих приносится эта жертва.

Здесь опять не место нашим умствованиям, ибо говорим о тайне непостижимого строительства спасения, а должны мы в простоте веры и с благоговением принимать и свято сохранять все то, чему учит Слово Божие и Святая Церковь. Поэтому предложим вашему благочестивому вниманию не собственные умствования о Святом Причастии как жертве Богу, но учение Св. Писания и Отцов Церкви.

Спаситель говорил, что Евхаристия есть жертва Богу. Это видим и в пророчественной беседе Его о Евхаристии, и в словах, произнесенных при установлении Таинства. Давая обетование об установлении этого Таинства,

Иисус Христос говорил: Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51). В сем обетовании Спаситель уже показывал, что Тело Его, подаваемое под видом хлеба, по существу есть то же самое, которое имело пострадать и умереть за жизнь мира, а потому и в Таинстве будет иметь значение умилостивительной жертвы.

При установлении Евхаристии Иисус Христос подавал благословенный хлеб и говорил: Сие есть Тело Мое. И потом, взяв благословенное вино в чаше, произнес: Сия есть Кровь Моя. Он, самим отделением Своего Тела от Крови указывая на Свои страдания и пролитие крови, давал разуметь, что сие Таинство Тела и Крови Его, совершающееся в воспоминание искупительного жертвоприношения на Голгофе, тоже является жертвоприношением.

Сия истина веры лучше раскрывается из объяснения, присовокупленного Господом к Своим словам. Он говорил: «Сие есть Тело Мое, отдаваемое за вас» (или, как апостол передает, за вас ломимое). Сия есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. За грехи мира истинное Тело Иисуса Христа предано было на страдания и смерть и проливалась истинная Кровь Его среди страданий. И в Таинстве Евхаристии истинное Тело и Кровь Христовы приносятся Богу в умилостивительную жертву за грехи людей по силе той же беспредельно великой жертвы, Единородным Сыном Божиим принесенной на жертвеннике крестном.