Kniga Nr1247

Святитель Иоанн Златоуст: «Не приносим ли мы жертвы каждый день? Приносим, но совершая воспоминание смерти Его. И эта жертва одна, а не многие. Как одна, а не многие? Ибо мы всегда Того же приносим, не ныне одного агнца, а завтра другого, но всегда Того же. Следовательно, это одна жертва. Итак, поелику во многих местах приносится жертва, то можно ли думать, что Христос не один? Никак. Он везде один Христос, и здесь полный, и там полный — одно Тело.

Приносимый во многих местах, Он есть единое Тело, а не многие тела. Так и жертва одна. Это Первосвященник наш принес жертву, очищающую нас; ту же жертву, которая тогда была принесена, приносим и мы ныне: она не истощается.

Сие бывает в воспоминание случившегося тогда. Сие творите,— сказал Христос,— в Мое воспоминание. Не иную жертву, как некогда первосвященник, но ту же всегда приносим или, лучше, совершаем воспоминание той жертвы 60» .

Святой Иоанн Дамаскин учит: «Мелхиседек, священник Бога Вышнего, с хлебом и вином встретил Авраама, возвращавшегося после поражения иноплеменников (Быт. 14, 18). Та трапеза прообразовала сию таинственную трапезу; равно как и тот священник был прообразованием и изображением истинного Первосвященника, Иисуса Христа. Ибо сказано: Ты ecu Иерей во век по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 4; Евр. 5, 4—6). Хлеб сей изображали также и хлебы предложения. Это есть та чистая бескровная жертва, о которой Господь сказал через пророка Малахию, что ее будут приносить Ему от востока солнца до запада» (Мал. 1, 10) 61.

Припомните, братия, выше изложенное учение Вселенских Соборов о бескровной жертве. На Первом Вселенском Соборе, бывшем в Никее, св. Отцы говорили: «Вознося ум горе' верою, должны мы разуметь, что на священной трапезе лежит Агнец Божий, взявший на Себя грех мира (Ин. 1, 29), приносимый в жертву священниками». В деяниях Третьего Вселенского Собора, Ефесского, читаем: «Мы совершаем в церквах бескровное жертвоприношение, и таким образом приступаем к таинственным благословенным Дарам и освящаемся, причащаясь святого Тела и честной Крови Христа, искупившего всех».

На Седьмом Вселенском Соборе Св. Отцы, в опровержение лжеучителей, свидетельствовали: «Никто из труб Духа, т.е. апостолов, или достославных Отцов наших бескровную жертву, совершающуюся в воспоминание Христа Бога нашего и всего домостроительства спасения, не называл образом Тела Его». И несколько ниже: «Ясно показано, что ни Господь, ни апостолы или отцы бескровную жертву, приносимую священником, никогда не называли образом, но Самым Телом и Самою Кровью 62» .

Кроме столь многих свидетельств о Евхаристии как жертвоприношении Богу (они все не могут быть приведены в краткой беседе), Святая Вселенская Церковь самым действием бескровного жертвоприношения, от начала ее и доныне непрерывно продолжающемся во всех странах вселенной, где только есть православные христиане,— всегда исповедует и возвещает сию истину всем верным чадам своим. Литургия вся есть как бы одно действие бескровного жертвоприношения. Все части ее от начала до конца направляются к одному главному и высочайшему действию — таинственному освящению Даров и приношению их в жертву Богу.

Это мы яснее увидим, если Бог поможет впоследствии, хотя бы кратко, рассмотреть порядок совершения Литургии. А теперь довольно припомнить то, что вы, братия, слышите каждый раз, когда присутствуете при совершении Божественной Литургии. Именно тот возглас, который совершитель Таинства, представляя лице Самого Господа Спасителя, произносит вслух для всей предстоящей Церкви: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое... Пийте от нея ecu: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Видите, как Святая Церковь в точности и неизменно исполняет заповедь Христову: Сие творите в Мое воспоминание.

Сам Спаситель совершил Евхаристию, показывая в совершении ее бескровное жертвоприношение за людей. Так и ныне совершается она через служителей и строителей Таин; и ныне произносятся те же слова Самого Господа слышанные некогда из Его уст избранными учениками и апостолами: Сие есть Тело Мое, за вас ломимое... Сия есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. И после сих сладчайших и спасительных слов Самого Господа, совершитель Таинства, от лица всей Церкви, как бы ответствует на слова Спасителя, исповедуя веру ее и надежду на могущественное действие жертвы, на Кресте принесенной пролитием искупительной Крови и теперь бескровно совершаемой, и возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».

Из предложенного учения Св. Писания и Отцов Церкви раскрываются следующие истины, показывающие нам, братия, существо бескровной жертвы и ее отношение к той великой жертве, которую Иисус Христос принес в Самом Себе, добровольно предав Себя страданиям и смерти за грехи всего мира.

Во-первых, существо бескровной жертвы составляют не хлеб и вино, предлагаемые на трапезе прежде их освящения, но Самые Тело и Кровь Иисуса Христа, под видами хлеба и вина верою созерцаемые. Ибо Спаситель говорил: Тело Мое, за вас ломимое... Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая.

Во-вторых, жертвоприношение сие священнодействуется в то самое время, как освящаются предложенные Дары в Тело и Кровь Христовы. Ибо Спаситель в то же время, когда преломлял хлеб, возблагодарив Бога Отца, подавал ученикам Тело Свое, уже как принесенное в жертву Богу, и говорил: Сие есть Тело Мое, за вас отдаваемое. И потом также, над чашею хвалу воздав, говорил: Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

В-третьих, жертву сию приносит Сам Иисус Христос, ибо как тогда, при установлении Таинства, ученики Иисуса Христа слышали, так и после и доныне слышим мы слова Самого Господа: Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое... Сия есть Кровь Моя, за вас изливаемая. Совершитель Таинства только представляет образ Спасителя, а Сам Он, вечный Первосвященник, действует силою Всесвятого Духа. Он Сам — приносящий и приносимый, как исповедует Св. Церковь 63 . «Ибо не человек делает, что предложенное становится Телом и Кровью,— учит свт. Иоанн Златоуст,— но Сам распятый за нас Христос. Иерей, выполняя образ, стоит и произносит эти слова; сила же и благодать — от Бога 64».

Из предложенных истин ясно открывается отношение бескровной жертвы Евхаристии к тому жертвоприношению, которое однажды совершил Иисус Христос, предав Себя на страдания и крестную смерть за грехи всего мира.