Осипов А.И.-КТО ТАКОЙ БОГ?-ЛЕКЦИЯ ПРОФЕССОРА А.И. ОСИПОВА ПО ОСНОВНОМУ БОГОСЛОВИЮ,-ПРОЧИТАННАЯ В СРЕТЕНСКОМ ВЫСШЕМ

А Бог, напротив, что делает? Предупреждает. Все заповеди Божии являются предупреждением. Если хотите, можно выразиться так: Бог молит нас, людей, как Любовь, не делайте так - с вами же будет плохо. Не прыгайте с этажа, сходите по лестнице.

Помню, в детстве мне мама сказала, что на морозе нельзя лизать железную ручку. Как только она отвернулась, я тут же лизнул. Был великий вопль, не помню, но как-то все-таки от ручки меня оторвали. Но я запомнил. И потом, когда я вырос, стал преподавать, я понял: до чего же хороший пример. Теперь я понял, что такое заповеди Божии. Меня маменька тут не наказывала, не она прилепила язык к этой железной ручке, а я прилип. Она меня предупреждала не делать этого, и верно предупреждала.

Вот мы поняли, что такое заповеди Божии. Поняли, что такое последствие греха. Что это - не месть Бога. Бог остается Любовью, как Любовь, предупреждает заранее и говорит, ибо Бог снизошел до креста, и, я думаю мы можем сказать, умоляет нас: "Не делайте так, ибо за этим непременно последуют ваши страдания, ваши скорби". Мы просто не знаем этих законов духовной жизни, и поэтому нет такой непосредственной реакции, вот я кого-то обманул и мне тут же по затылку хлоп. Нет, такого не бывает, никто мне по затылку не бьет, только потом через какое-то время, если я внимательный, увижу, что и меня надули, только в десять раз крепче, чем я обманул. Говорит Бог вот так: "Не смотри такими глазами, как плошки вращаются, будет плохо, предупреждаю, не смотри". Нет, невозможно. Потом, кто страдает? Сам человек страдает, потом не знает, что делать…

Вы видите, перепутали. И это постоянное заблуждение, к сожалению, глубоко укоренившееся, что Бог мстит, выражается другим словом: наказывает. Отсюда что возникает? Сколько раз происходит в жизни, я думаю, что и у вас бывало. Когда люди начинают возмущаться кем? Богом. Бунтуют против Бога: "Что, я самый грешный? Что мне так?". То кричит, что дети рождаются плохими, то у него сгорело что-то, то дом, то дела и так далее. И только и слышно: "Что, я самый грешный? Вон хуже меня, и они ничего". Доходит до богохульства, до проклятия Бога, отвержения Бога. А откуда проистекает все? Из этой ложной идеи, против которой христианство выступило, объяснило: Бог никого не наказывает. Никому не мстит. Он есть никто иной, как величайший Врач, который готов помочь даже тогда, когда человек выпрыгивает с третьего этажа. Опять стоит здесь, не оскорбляется этим. Мы Бога оскорбить не можем. Он выше наших оскорблений. Помните в Апокалипсисе замечательные слова: "Вот, Я стою при дверях и стучу, и кто откроет Мне, к тому Я войду и с ним буду вечерять, пировать".

Оказывается вот какое христианское учение о Боге. Он есть Любовь. Не может быть никем другим. По этому вопросу есть замечательное высказывания у святых отцов. Есть в Добротолюбии, в параграфе 150 из наставлений преподобного Антония Великого, где он говорит, что сказать, будто Бог гневается на грешника - это равносильно тому, что сказать: солнце скрывается от лишенного зрения. То есть лишенный зрения говорит: "О, солнца нет". Не солнца нет, а ты слепой. Не Бог гневается, а ты уродуешь себя своими грехами. И потом при этом еще обвиняешь Бога. Как я бы мог маменьку обвинить за то, что прилип языком к железной ручке на морозе?

Вот это очень важно понять. Даже для духовной жизни это огромное значение. Все мы имеем опыт, хотя бы элементарный. Когда человек согрешит, то у него сразу же отторжение от Бога. У него с Богом натянутые отношения. Почему? Мысль такая: Бог против меня. Никогда Бог не бывает против нас. Первым в рай вошел разбойник. Бог всегда есть Любовь и только Любовь. Мы своими грехами отторгаемся от Бога. Апостол Иаков поэтому и пишет: "Бог не искушается и не искушает никого. А мы, увлекаясь своими грехами и страстями, мы, обольщаясь своими похотями, мы приносим себе вред, страдание, а не Бог".

Итак, основной характеристикой христианского понимания Бога оказывается, что Бог есть Любовь. Из этого понимания открывается и весь смысл учения о Боге Троице. Недаром есть выражение: кто видел Троицу, тот видел Любовь. Да, мы понимаем, что открылась великая истина, что Бог единый по существу триипостасен. Оказывается, нам дано некое ограниченное для нас понимание, что Бог в Самом Себе есть Любовь. И Он дает нам образ этой любви, ибо все мы, человечество, едины по существу. Каков должен быть характер отношений между нами? Таков, какой мы видим в Боге. Ибо Бог и есть та норма отношений, которая открывается человеку, для того чтобы человек был блажен, стал сыном Божиим, стал чадом Божиим, стал Богоподобным существом. Через приобщение Богу он и становится таковым.