Олесницкий Аким Алексеевич-РУКОВОДСТВЕННЫЕ О -СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ -СВЕДЕНИЯ, ИЗ ТВОРЕНИЙ -СВЯТЫХ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ -ЦЕРКВИ

§21. "Книга Неемии говорит о возвращении иудеев из плена, подобно книге Ездры, дополняя ее; много повествует об евнухе Неемии, как он просил о построении храма" (Синопсис Златоуста и Афанасия). Неемия, служивший виночерпием у царя Артаксеракса, услышав о печальном состоянии своего отеческого города Иерусалима, все еще остававшегося наполовину в развалинах, по молитве обнаружил пред царем свою скорбь; и, вместе с позволением возобновить оный, получил от царя письма к областным правителям с повелением о вспоможении иудеям. По прибытии в Иерусалим, Неемия в 52 дня возобновил городские стены Иерусалима и освятил их торжественным обхождением. "Затем книга повествует, как Ездра читал закон, а Иисус, Ваней, Саравия и другие толковали его народу. Ездра, читая, научал богопознанию, а народ уразумел читаемое и совершил Пасху, а в седьмой месяц совершил пост и праздник кущей, как написано: яко не сотворивший тако от дней Иисуса Навина (Неем.8:17)". Таким образом возобновлен был завет с Богом по точному смыслу закона Моисея.

Писатель книги Неемии ясно указан в надписании книги: словеса Неемии, сына Ахалиина (1:1). В первой части книги, где Неемия излагает главным образом свою деятельность, он и говорит о себе в первом лице.

Вторая книга Ездры содержит некоторые части книги Паралипоменон и первой книги Ездры, переведенные на греческий язык, и в еврейском каноне в таком соединении неизвестна. Ее нет и в списках библейских книг в правилах апостольских и собора Лаодикийского, у св. Афанасия, Григория, Амфилохия; во всех сих списках хотя упоминается вторая книга Ездры, но под этим именем разумеется книга Неемии. Итак, книга, надписанная в славянской Библии: вторая книга Ездры, не есть особая каноническая книга, а повторение из предшествующих книг в переводе на греческий язык, с некоторыми неканоническими прибавлениями.

Книгами Ездры (первою) и Неемии оканчиваются исторические канонические книги Ветхого Завета общего содержания. Будучи историею одного народа, носителя завета Божия, эти богодарованные книги дают единственно верные путеводные нити и для все истории человеческого рода. "Что касается писателей языческих, то одни из них, почитая мир несотворенным, терялись в бесконечном, другие, признавая его сотворенным, говорили, что протекло с того времени пятьдесят миллионов три тысячи семьдесят пять лет. Так показывает Аполлоний Египтянин. Платон же показывает, что тьма тем лет протекло от потопа до Дедала. Но уже и Платон признал, что нельзя познать истину, если Бог не научит о ней чрез Свой закон. Сию истину знаем мы, наученные от святых пророков, исполненных Святаго Духа Божия, говоривших не в противоречии друг другу, как языческие писатели, а в полном согласии и предвозвещавшие будущие события всего мира. Ибо любящие знание или паче - любящие истину из самого исполнения предвозвещенных и уже совершившихся событий могут убедиться, что вполне истинно и то, что возвещено ими о времени и летах до потопа, о том, сколько лет прошло от сотворения мира до нашего времени… Геродот, Фукидид, Ксенофонт и другие историки начинали писать с царствования Кира и Дария, и не имели возможности сказать что-либо достоверное о древних и первоначальных временах… Истинной древней истории Еллины не имеют и потому, что они в недавнее только время познакомились с письмом, как они и сами признаются в этом. Между тем пророк Молисей жил за тысячу лет прежде завоевания Трои" (Св. Феофил Антиох. 2-го века. Три книги к Автолику о вере христианской. Кн.3. §16.17.26.29). В общей сложности времени ветхозаветной истории от сотворения мира до Рождества Христова, по исчислению древних христианских писателей, протекло 5500 лет: по счету же, принятому в общенародное употребление Греками со времени императора Ираклия, от них и нами, 5508 лет.

§22. Следующие три исторические книги нашей Библии, книги Товита, Юдифь, Есфирь, касаются отдельных лиц свящ. истории. Притом первые две книги в еврейской Библии вовсе неизвестны, и потому, как прибавления только греческой Библии, считаются неканоническими. Книга Есфирь есть и в еврейской Библии, но не во всем объеме нашего текста: те части славянского текста, при которых не показано счета стихов, суть дополнения греческого текста, первоначально неизвестные.

"Книга Товита так называется потому, что содержит историю о самом Товите, происходившем из колена Неффалимова, но взятом в плен и жительствовавшем в Ниневии". Товит являет собою образ испытанной и награжденной добродетели. Строгий хранитель закона, принужденный, за дела милосердия, оказанные им своим единоплеменникам, скрываться от преследования Сеннахирима, потом потерявший зрение от исполнения дела милосердия, погребения умершего нищего, доведенный до необходимости жить благодеяниями других, праведный Товит, за свою добродетель был награжден от руки Ангела, явившагося в виде странника, руководствовавшаго и спасшаго его сына с жжено. Его от некоего демона, и возвратившаго ему зрение и Богатство. Книга написана Товитом или вообще в семействе Товита. Ангел, благодетельствовавший товиту, оставляя его, завещал ему: напишите вся, яже совершишася, в книгу (12:20)".

§23. Книга Юдифь так называется потому, что содержит повествование о Юдифи, как чрез нее Бог спас сынов израильских и поразал Олоферна. Далее совершилось так6 когда царь Ассирийский Навуходоносор, в войне с Арфаксадом, царем Мидийским, требовал помощи от всех народов до Египта и не получил ее, то, после победы над Арфаксадом, обратил оружие против тех, которые отказали ему в помощи. Военачальник Олоферн, посланный с большим войском, всех их поработил, за исключением сынов Израилевых, которые продолжали противостоять ему. Первосвященник Иоаким написал жителям города Ветилуи, чрез который путь лежал Олоферну, заградить его. Олоферн обложил город осадою и овладел его водою. Когда, вследствие сего, жители города изнемогли от жажды и начальствующие намеревались уже сдать город, тогда Юдифь, сняв с себя одежды вдовства (она оплакивала мужа и всегда пребывала в посте), украсилась как невеста и, убедив жителей не сдавать города раньше пяти дней, вышла к Олоферну, прельстила его свое. Мудростью и умертвила его, и тем обратила в бегство все Ассирийское войско" (Синопсис Златоуста и Афанасия). Таким образом книга Юдифь представляет поучитально изображение благочестивого мужества. Описанное в книге событие нужно относить ко времени пленения Манассиина.

§24. Книга Есфирь называется так потому, что содержит повествование об Есфири, о том, как чрез Есфирь Бог спас иудеев от угрожавшей им погибели и погубил врага их Амана. Царь Артаксерокс, отвергнув жену свою, искал в царстве своем благообразнейшую из женщин, чтобы взять ее женою, и таковую нашел в Есфири иудеянке, имевшей родственника Мардохея, одного из плененных при Седекии, навлекшего на себя в то время гнев упомянутого Амана, царедворца. Узнав, что Мардохей был иудей, Аман, с согласия царя Артаксерокса, предписал, чтобы все, находившиеся в царстве Иудеи, в 14-й день 12-го месяца, были избиты. Узнав о сем, Есфирь ходатайствует пред царем за обвиненных и устроением Божиим успевает в этом настолько, что вместо иудеев были избиты враги их вместе в Аманом. "В память о сем событии в 14-й и 15-й день двенадцатого месяца, который назывался Адар, был установлен праздник, называемый фурим, который иудеи проводили с особенным торжеством, воспоминая о своем спасении" (Синопсисы Златоуста и Афанасия). О написании повествования книги Есфирь свидетельствует самая книга словами: написа же Мардохей словеса сия в книгу и посла иудеям, близ и далече сущим (Есф.9,20).

Таким образом, по порядку нашей славянской Библии мы рассмотрели 20 книг Ветхого Завета, называемых историческими, потому что в них, по выражению Пространного Катехизиса, изображается история благочестия в ветхозаветное время.

§25. Следующая затем в порядке греческой и славянской Библии седьмерица книг: книга Иова, Псалтирь, притчи Соломона, Екклезиаст, песнь Песней, премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова, по своему содержанию именуется учительными книгами (Православный Катихизис) или премудростными, понеже в них разуму и истинной премудрости научаемся (Предисл. к первопечатной слав. Библии); а по форме своего изложения стихотворными, писанными стихотворным порядком (Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский, Епифаний, Иоанн Дамаскин и друг.). Что касается учения, изложенного в сих книгах, то оно будет видно в обозрении содержания каждой книги; о форме же их внешнего стихотворного изложения надлежит сказать предварительно.

Вся Библия разделена на так называемые стихи и каждое приводимое из Св. Писания изречение у нас называется стихом из Библии; но этим не показывается, что все Св. Писание написано стихотворной речью. Деление св. текста а стихи сделано для удобства указания и приискивания отдельных изречений в св. книгах, по подобию лишь того, как это делается в особенно поэтических книгах, где подобным образом сосчитываются и нумеруются все поэтические строки. Отличие же собственно стихотворной речи свящ. книг от прозаической, по словам Афанасия Великого, есть то, что она изложена в расширении, то есть расширенными или повторяющимися, иначе сугубыми предложениями, между тем как прозаическая речь свящ. книг изложена в сокращении, то есть сжатыми единичными предложениями. Это расширение или сугубое выражение мысли ныне называется параллелизмом членов, по правилу коего, для возвышения мысли, ее выражают двумя и даже тремя подобными предложениями, а с тем вместе и чувство читателя или слушателя возводят к должному возбуждению двумя или тремя ступенями.

Например:

Благословлю Господа на всякое время,

Выну хвала Его во устех моих (Пс.33:2).