Олесницкий Аким Алексеевич-РУКОВОДСТВЕННЫЕ О -СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ -СВЕДЕНИЯ, ИЗ ТВОРЕНИЙ -СВЯТЫХ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ -ЦЕРКВИ

Св. Афанасий Великий дает другую, еще более обширную похвалу псалму в своем "Послании к Маркелину Об истолковании псалмов" (Это послание считалось столь важным, что уже древняя христианская Церковь помещала его при самой Псалтири. Оно есть при книге Псалмов в древнейшем Александрийском списке Библии 4 века, и едва ли не во всех других древних списках Библии. По этой же причине оно есть и в наших отечественных изданиях славянской Библии. - Прим. авт.). Между прочим о значении книги Псалмов изложено здесь следующее: "Кто читает другие священные книги, тот произносит написанное в них не как свои собственные слова, но как слова святых мужей или тех, о ком они говорят. Но кто читает псалмы, тот (удивительное дело!) написанное произносит как свои собственные слова, поет их как бы они были написаны о нем, читает и понимает их так, как бы они им самим были составлены. Слова псалмов для поющего их служат как бы зеркалом, в котором он усматривает движения собственной души и, сознавая их, произносит самые слова… И так, чадо, говорил мне некий старец, держа в руках самую книгу Псалмов, каждый читающий сию книгу должен с искренним расположением принимать все, что в ней написано по Божию вдохновению. Ибо я думаю, что в словах сей книги измерена и описана словом вся жизнь человека, все его душевные расположения, все движения его помыслов, и что, сверх изображенного в псалмах, ничего более в человеке не отыщется. Потребно ли кому покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, подвергся ли кто гонению или избавился от злых наветов, опечален ли кто и смущен или терпит какое страдание, или, наоборот, видит ли кто себя преуспевающим, а врага своего низлагаемым, хочет ли кто восхвалить, возблагодарить и прославить Бога, для всех таких случаев он найдет наставление в божественных псалмах. Надлежит только выбрать, что сказано в псалмах на каждый случай - и читать сие как написанное о самом читающем, приведя себя в согласное с написанным расположение". Во всех церквах по вселенной духовное Давидово песнопение просвещает души верных", говорит Бл. Феодорит (Толк. на 2Цар. Вопрос 43). Верующие знали ее наизусть и пели как единственную любимую песню. Вот как, например, бл. Иероним описывает времяпровождение Вифлеемских христиан, среди которых и он жил: "У нас все простота, и только пением псалмов нарушается молчание. Обратись куда угодно: земледелец идущий за плугом поет аллилуия; покрытый потом жнец развлекается псалмами; и виноградарь, срезывающий кривым ножом виноградные ветви, поет что-либо из Давида. Это - любимые песни народа. Псалом - восклицания пастухов; псалом - припевы земледельца" (Иероним. Посл. к Марцелле из Вифлеемского монастыря). "И на торжищах слышатся восклицания из псалмов", говорит св. Афанасий.

Но главное утешение, обретаемое в книге Псалмов, по словам Иоанна Златоуста, состоит в том, что она, среди изображений многоразличных духовных состояний человека, дарует еще ясные пророческие указания о Спасителе. Поэтому в своем Синопсисе Иоанн Златоуст поставляет книгу Псалмов не между учительными, а между пророческими книгами Ветхого Завета. Равным образом и в одном из предисловий первопечатной славянской Библии времени царя Алексия Михайловича книга Псалтирь показана в числе пророческих книг, и притом на первом между ними месте. "Почти в каждом псалме возвещается о пришествии Спасителя, и о том, что Он придет как истинный Бог. Так, в 49 псалме говорится: Бог Яве приидет; в 117 псалме: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам". О том, что Спаситель есть Отчее Слово, в 106-м псалме говорится: посла Слово Свое и исцели я; и в 109-м псалме: из чрева прежде денницы родих Тя. В 44-м псалме говорится о Христе: престол Твой, Боже, в веке века, жезл правости, жезл царствия Твоего: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. И о рождении от Девы книга Псалмов не умолчала, но дает знать сие в 44-м псалме, говоря: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает царь доброты Твоея, зане той есть Бог Твой. Книга Псалмов изображает Господа и страждущим по плоти, говоря во 2-м псалме: предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его; и в 21-м псалме: ископаша руце Мои и нозе Мои: разделиша ризы Моя сеье и о одежди Моей меташа жребий. Книга Псалмов возвещает и восхождение Господне на небо в 23-м псалме: возмите врата князи ваша и возмитися врата вечная, и внидет Царь славы; и сидение одесную отца в 109 псалме: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене" (Афанасий. Посл. Об истолков. псалмов). "Вообще все псалмы надлежит воспевать не в ветхости буквы, но в обновлении духа. Это и означают слова псалма: воспойте Господеви песнь нову (32:3). Новую песнь Господу поет тот, кто принимает закон не чувственно, но разумевает его духовный смысл. Новым называется обыкновенно или необычайное или недавно пришедшее в бытие. Посему, если ты поведаешь чудный и всю природу превосходящий образ господня вочеловечения, то этим ты воспоешь новую и необычайную песнь. Если ты рассуждаешь о возрождении и обновлении всего мира, обветшавшего под грехом, равно если ты возвещаешь тайны воскресения, то и в сем случае ты поешь новую песнь" (Василий Великий. Беседа на Псалом 32). "Ищущий горняго ум сам по себе в псалме (32:2) называется псалтирем, потому что орудие сие, по своему устройству, издает звуки вверху, подобно тому как и тайны Св. Писания, возвещаемые умом, имеют причину свыше так, как бы ум издавал звуки чрез Духа. На псалтири десятиструннем поет Богу тот, кто не опускает из виду всех заповедей Божиих и приводит себя в согласие со всеми ими, потому что десять есть главных заповедей первого законодательства" (Василий Великий. Беседа на Псалом 32). О широте пророческого духа книги Псалмов можно судить по многочисленным свидетельствам из нее, приводимых в книгах Нового Завета.

Кем написаны Богодухновенные песни, образующие книгу Псалтирь? Каждый верующий знает, что в Псалтири заключаются псалмы Давида - пророка и царя, надлежит привсовокупить: и священного певца. Составление этих свящ. песней превознесло имя Давида превыше всех царей избранного народа. Якоже тук отлчен от жертвы мирныя, тако Давид от сынов Израилевых. Всем бо сердцем своим восхвали сотворшаго и. И постави певцы прямо олтареви и звуком их усладити пение: даде в праздницех благолепие и украси времена даже до скончания, внегда воспевати им имя святое Его и от утра гласити во святилищах (Сирах.47:2,10-12). "Но хотя книга Псалмов имеет надписание только имени Давида, но в ней находятся еще псалмы и других лиц. Называется же псалтирь именем одного Давида потому, что он первый, получив от Бога дух пения, стал слагать и писать псалмы прежде всех, прочих псалмописцев он сам и учредил, избрав от священников. Отличать псалмы надлежит так: те псалмы, которые имеют надписание: Давида, или: Давиду, принадлежат собственно Давиду; те же псалмы, которые имеют надписание: Асафу, Сынам Корея, Асафу и Эфаму, Идифуму; также Аггея и Захарии, принадлежат тем лицам, имена которых надписаны; есть также псалом - "молитва Моисея человека Божия" и "о Соломоне" (Синопсис Афанасия). Впрочем не все псалмы имеют такие указания имени писателя в своих надписаниях. Иные из псалмов вовсе не надписаны, именно те, которым самое содержание служит как бы надписанием. В прочих же псалмах есть надписания церковные, которых нет у евреев, и объяснение сему можно усмотреть в словах: да аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет (Иоан.9:22). Где в надписаниях псалмов иудеи усмотрели указание на новозаветное таинство, они их не приняли; в таких случаях к нашему церковному надписанию прибавляется замечание: не надписано у еврей. Всех псалмов, надписаний которых евреи не принимают по неверию, числом 12, а именно: 32-й, 42-й, 70-й, 90-й, 92-й, 93-й, 94-й, 95-й, 96-й, 97-й, 98-й и 103-й (Григорий Нисский. О надписании Псалмов. Кн.2. Гл.8,9). Бл. Иероним по поводу псалмов нанадписанных говорит, что при них должно подразумевать имя того писателя, который показан на предыдущем псалме; поэтому и одиннадцать псалмов не надписанных у евреев, следующих за псалмом 89-м, Иероним приписывает Моисею, потому что именем Моисея надписывается 89-й псалом (Иероним. Посл. к пресвит. Киприану). Во всяком случае псалмы, хотя написанные и разными лицами, по своему духу составляют одно целое, одного рода священное песнопение Давидово. И в этом смысле некоторые отцы Церкви справедливо настаивали, что вся книга Псалмов должна быть приписываемая Давиду, ссылаясь и на то, что ни Господь, ни Апостолы не упоминают о каком-либо ином писателе псалмов, кроме Давида (Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы. Предисловие). По поводу этих рассуждений блаж. Феодорит пишет: "иные говорят, что не все псалмы принадлежат Давиду. Я ничего о сем не утверждаю, ибо все псалмы написаны по действии. Божественного Духа. Пророку же, кто бы он ни был, Давид или иной, было свойственно только представлять себя в орудие благодати. Впрочем, пусть в данном случае превозмогает приговор большинства" (Феодорит. Толков. на 150 псалмов. Предисловие). "Что касается порядка псалмов в Псалтири, то и он не есть порядок времени их происхождения, а порядок нахождения псалмов Ездрою; по таковой вине не все псалмы Давида стоят рядом, но между ними есть псалмы сынов Коревых, Асафа и Моисея. Сим объясняются и такие случаи, как например: третий псалом имеет надписание сказания об Авессаломе, а псалом 141-й о Сауле; но всякому известно, что бегство от Саула было гораздо прежде бегства от Авессалома" (Афанасий. А также Феодорит. На псалмы. Предисловие).

"Весь состав псалмов делится на пять частей или пять книг, по подобию пятикнижия Моисея, и каждая часть оканчивается словами: буди, буди. Первая часть, от начала до 40-го псалма, обнимает 40 псалмов; вторая часть, от 41-го псалма до 71-го, обнимает 31 псалом; третья часть, от 72-го до 88 псалма, обнимает 17 псалмов; четвертая от 89 псалма (молитва Моисея) до 105, обнимает также 17 псалмов; пятая часть от 106-го, до конца" (Григорий Нисский. О надпис. псалмов. Кн.1. Гл.4. Епифаний. О мерах… Гл.5. Иероним. Послан. к пресвитеру Киприану). Но сие есть деление ветхозаветное. В христианском церковном употреблении Псалтирь разделяется на 20 кафизм или седаний, так как после прочтения сих отделений братии позволялось сидение. Каждая кафизма разделяется на три славы. По замечанию И.Златоуста в первых отделениях Псалтири находящиеся псалмы имеют более скорбный, а в последних более торжественный характер (Беседа на Пс.11). Самый последний псалом славянской Библии, по свидетельству надписания его, стоящий вне числа остальных псалмов и не разделенный стихами, не существует в еврейской книге псалмов и есть неканоническая прибавка. Во всех 150 псалмах всех стихов, по круглому счету упомянутого предисловия слав. первопечатной Библии, 2600.

Из многих отеческих толкований на книгу Псалтирь, вызванных необычайно широким церковным и вне-церковным и келейным употреблением этой книги, как повседневного христианского молитвенника, православному читателю ее, при встрече не вполне ясных выражений, обращаться надлежит в особенности к Беседам на псалмы свв. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Афанасия Великого, Григория Нисского, Феодорита и др. "И сына своего научи петь преисполненные любомудрием псалмы Давида", - учит И.Златоуст, - "для первого начала обучения возьми псалмы, говорящие о воздержании или прежде всего о несообщении с нечестивыми, псалом с сею именно целью и другие правила по воспитанию детей: о необходимости обращаться им с людьми праведными, о воздержании чрева, об удержании рук, о нестяжательности и проч." (И.Златоуст. На Посл. к Колосс. Беседа 9, §2). Глубокая христианская древность завещала и нам обычай начинать книгою Псалмов Давида самое обучение детей грамоте. "Псалом - охрана младенцев и отрокам утешение".

§28. Собственно же учительными или премудростными книгами, давшими имя всей второй части Библии, называются книги Соломона. Как имя царя-пророка Давида неотделимо от священной песни, так имя царя Соломона ведомо всему миру по его Богопросвещенной мудрости. Коль преумудрился еси в юности твоей и наполнился еси яко река разума. Землю покры душа твоя, и исполнил еси притчами гаданий: пройде имя твое во острови далече: в песнех и паримиах и в притчах удивишася тебе страны (Сир.47:16-19). И царица Савска услыша имя Соломоне и имя Господне и прииде искусити его притчами. И рече царю Соломону: истинна суть словеса, яже слышах в земли моей о словесех твоих и о смысле твоем: приложил еси премудрость и благая к сим паче всякаго слуха. Буди Господь Бог твой благословен, Иже восхоте тя дати на престол Израилев (3Цар.10:1,6,9). Хотя в своей мудрости Соломон излагал весьма много премудрых изречений (3Цар.4:32), но та мудрость, в изречении которой его руководило непосредственное от Св.Духа озарение, заключается в трех его книгах: Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней, имеющих тесную связь между собою. "В Притчах Соломон учит юного возрастом и изречениями наставляет его в обязанность жизни; посему и речь его здесь часто прямо обращается к сыну. В Екклезиасте он наставляет мужа зрелого возрастом, чтобы в мирских вещах он ничего не мнил быть вечным, но все видимое считал тленным и скоропреходящим. Наконец в Песне Песней в объятиях Жениха души человеческой, Христа, он приводит уже мужа приготовленного, совершенного и преклонного возрастом" (Иероним. Толк. на Екк.1:1). Кроме сих трех канонических книг, имя Соломона носит еще четвертая книга, "Премудрости Соломона". Синопсис, именуемый Афанасиевым, считает возможным и ее приписывать Соломону. "Написа же Соломон книги в числе правильных (канонических) положенные три: Притчи, Екклесиаста и Песни Песней, и кроме сих иную, вне правильных, яже нарицается Премудрость Соломонова. "Некоторые думают, говорит И.Златоуст, что Соломон написал только три книги, а другие приписывают ему и ту, которая надписывается Премудрость, утверждая, что и она есть подлинное его произведение" (Синопсис Златоуста). Но в еврейской Библии имя Соломона носят только три первые книги. Как славное имя Давида распространилось в предании и на такие псалмы, которые ему не принадлежали, так и имя Соломона перешло на другие книги, не принадлежащие ему, а только по подобию его книг написанные.

§29. Книга Притчей. "Притчи суть изречения мудрых, как бы загадки, которые сами по себе представляют одно, но дают разуметь еще нечто другое. Так в Евангелии Иоанна ученики Господни, после того, как Он, оставив сокровенный образ речи, начал беседовать с ними открыто, говорят Ему: се ныне не обинуяся глаголеши, а притчи никоея не глаголеши (Ин.16:29); следовательно под притчею разумеется не ясный, но сокровенный ход речи. Поелику же и в сей книге таких изречений много, то Соломон и надписал ее: Притчи. Самое же название притча (в греческом: паримиа) произошло оттого, что подобные изречения выставлялись написанными на путях, для вразумления и исправления проходящих (паримиа по древнему объяснению сего слова значит придорожное, т.е. полезное наставление, встреченное на пути). Писались же они при дороге для того, чтобы люди мимоходом испытывали написанное и получали наставление. Поэтому иные определяют притчу так: притча есть придорожное изречение, переносящее мысль от чего-либо одного ко многому. По своему же внутреннему содержанию находящиеся здесь притчи излагают разного рода учение, а именно: 1) познание премудрости и наказания; 2) разумение словес мудрости; 3) извития словес; 4) уразумение правды истинной; 5) исправление суда; 6) познание притчи; 7) изречения мудрых; 8) загадки и темные слова (Притч.1:2-6)" 

"1) Притчи дают познание премудрости и учения. Так как язычники утверждают, что они имеют мудрость, и еретики говорят, что они имеют знание, то Соломон и показывает, в чем состоит истинная мудрость и истинное знание. Услышав его Божественные изречения, всякий мудрый премудре будет. 

2) В кн. Притчей заключается разумение словес мудрости, то есть приобретение познания о едином истинном боге. Что касается язычников, то одни из них богом называли вещество, а другие уподобили его идолам; находятся в заблуждении также и еретики касательно истинного Бога. Против них-то Соломон и излагает истинное понятие о Боге, говорит о его неизреченности: 25:2, о промысле: 15:3,21; 22:2; 23:13, о правосудии: 15:8,25. О миротворении говорит не просто, но утверждает, что Господь все сотворил Словом Своим и премудростию, так как свойство истинного Бога составляет то наипаче, что Он есть Отец Сына. Егда готовяше небо, с Ним бех, и егда отлучаше престол Свой на ветрех и егда крепки творяше вышие облаки, бех при Нем устоя. Аз бех, о нейже радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицеем Его (8:26,27,30). 

3) Далее в книге Притчей заключаются извития словес, то есть такие изречения книги, в которых исследователь, вращая их умом, открывает и находит сокровенный в них смысл. Таковы например следующие изречения: спасется от зноя сын разумный, ветропленен же бывает на жатве сын беззаконный (10:5); или: прилежи о злацех, сущих на поли, и пожнеши траву (17:25), и сему подобные. 

4) Притчи называются уразумением истинной правды. Такие притчи предлагаются потому, что некоторые исказили слово: правда. Одни называют правдою возвращать то, что кто-либо получил на сохранение, а другие называют правдою воздавать добром за добро, злом за зло. Но такие определения не точны и не верны. Посему-то Соломон учит истинной правде и полагает ее в том, чтобы отдавать каждому то, что ему приличествует. И именно, прежде всего: чти господа от праведных трудов твоих (3:9); потом: чти царя, и родителям надлежащий воздавай долг, всем - подобающее. Это один вид правды. Другой состоит в том, чтобы подчиняться разуму и не уклоняться в неумеренность, да тя не постигнет совет злый, о, оставляющий учение юности (2:16,17). Кто так устрояет себя и соблюдает свойственную каждой стороне души деятельность здравою и невредимою, тот достиг разумения истинной правды. 

5) Притчи Соломона учат исправлять суд. Это значит судить праведно по закону Божию, как написано: отверзай уста твои слову Божию и суди вся здраво (31:8); рассуждай убога и немощна (ст.9). Это суд произносимый открыто. Но есть еще суд сокровенный, по которому судящий других с тою же строгостию должен судить и истязывать самого себя, налагая запрещение на себя, когда возгорается гнев, обуздывая себя, когда заяинается страсть, возбуждая разум, когда он засыпает. Кто же бывает строгим судией самому себе, тот научится исправлять суд и не услышит от другого: научая инаго, себе ли не учиши? 

6) Далее, в сей книге содержатся притчи в собственном смысле, каковыми в Новом Завете называются уподобления, например в словах господа: чесому уподоблю Царствие Божии или коей притчи приложу е? (Мк.4:30). Такие притчи суть следующие: якоже исходищее снега в жатву зноя пользует, тако вестник верен пославших его (Притч.25:13) и другие. 

7) Содержание книги Притчей называется еще изречениями мудрых. Так называются не хитросплетенные слова, обольщающие видом правдоподобия, но точные, как бы дознанные самими говорящими и выражающие как бы приговоры, произносимые ими. Таковы, например, следующие: сердцу веселящуся лице цветет, в печалех же сущу сетует. Сердце правое ищет чувства, уста же ненаказанных уразумеют злая (15:13-14). Обыкновенно люди определяют дела по последствиям, премудрый же открывает причины действий, чтобы, зная причины зол, человек остерегался их, и представляет как бы краткий очерк движения души. Таково, например, изречение: ненависть воздвигает распрю, всех же нелюбопрительных покрывает любовь (13:4). Или: остроязычный без совета творит (14:17). Все эти изречения более указывают на нравственную сторону, на причину действий. Если ты исследуешь каждое изречение книги, ты найдешь, что оно сказано и написано для того, чтобы слушающие, познавая причины зол и благ, избегали худого, а творили доброе.