Олесницкий Аким Алексеевич-РУКОВОДСТВЕННЫЕ О -СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ -СВЕДЕНИЯ, ИЗ ТВОРЕНИЙ -СВЯТЫХ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ -ЦЕРКВИ

2) Послание к Фессалоникийцам второе;

3) Послание к Коринфянам первое;

4) Послание к Коринфянам второе;

5) Послание к Тимофею первое;

6) Послание к Титу;

7) Послание к Римлянам;

8) Послание к Галатам;

9) Послание к Филиппийцам;

10) Послание к Филимону;

11) Послание к Ефесеям;

12) Послание к Колоссянам;

13) Послание к Евреям;

14) Послание к Тимофею второе.

"Послание к Римлянам поставлено на первом месте не по времени написания, а потому, что оно заключает в себе наиболее разнообразное учение и наиболее научает точности догматов" (Феодорит. Толков. На посл. ап. Павла. Предисловие). "Подлинное же время написания посланий потребно знать потому, что оно немало служит нам к разъяснению посланий. Например, я примечаю, что Павел к Римлянам и Колоссянам пишет хотя об одном и том же, но не одинаково. К Римлянам он пишет с большим снисхождением, например когда говорит: Изнемогающего в вере приемлите, не в сомнение помышлений (14:1), а к Колоссянам о том же предмете выражается с большею силою: Почто яко живущии в мире стязаетеся? (2:20). И вникнув в причину такой разности, я нахожу ее не в ином чем, а во времени обстоятельств. В начале надлежало быть более снисходительным. И врач не одинаково обходится с теми, которые только-что разнемоглись, и с теми, которые уже на пути выздоровления. И учитель иначе ведет себя с детьми, начинающими учиться и иначе с требующими совершеннейших уроков" (И.Златоуст. Толк. На посл. к Римл. Предисл.). Но в круге времени написания посланий апостола Павла особенно нужно отличать послания, написанные апостолом до уз и написанные в узах (Римских). "Все послания апостола Павла святы, но те, которые писал находясь в Риме, в узах, каковы к Ефесеям, к Филимону, к Тимофею, к Филиппийцам, к Колоссянам, заключают в себе нечто большее, чем остальные. Как писал бы мужественный воин с поля брани, на котором он водрузил свое знамя, так пишет и он. Он сам знал, что его узы - дело великое. Например, пиша к Филимону, он говорит: егоже родих во узах моих (Флм.10)" (И.Златоуст. толк. На посл. к Кол. Бес. 1, §1). "Эти узы Павла, которые он сам так часто поставляет на вид, и я очень люблю; они возбуждают мое сердце и питают в нем желание видеть Павла, видеть, как он связан и связанный пишет, проповедует, крещает, оглашает. Наложи узы на лучи солнца и останови его течение! Так и Павла нельзя удержать узами, ибо он охраняется большим Промыслом, чем солнце" (И.Златоуст. На Посл. к Кол. Бес. 10, §3). "Я желал бы сам быть в тех местах, где, говорят, еще хранятся эти узы, посмотреть их и подивиться людям, имевшим столь сильную любовь ко Христу". "Если бы я не имел забот по Церкви и мои телесные силы были крепче, воистину я не отказался бы совершить столь дальнее путешествие, чтобы видеть Павловы оковы и темницу" (И.Златоуст. На посл. к Ефес. Бес. 8, §1). "За это я Рим и люблю. Хотя в нем многое можно похвалить: его обширность, древность, красоту, многолюдство, могущество, богатство, военные доблести; но я оставляю все это и прославляю Рим за то, что апостол Павел при жизни был расположен к римлянам, всегда любил их, беседовал с ними лично, и жизнь свою окончил в Риме… Подобно великому и могучему телу, Рим имеет два светлых ока - тела святых апостолов Павла и Петра. Помыслите же, какую розу подносит Рим Христу, какие два венца его опоясывают! Вот чему удивляются и в Риме, а не множеству золота, не колоннам, но сим столбам Церкви" (И.Златоуст. На Посл. к Римл. Бес. 32, §24).