Олесницкий Аким Алексеевич-РУКОВОДСТВЕННЫЕ О -СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ -СВЕДЕНИЯ, ИЗ ТВОРЕНИЙ -СВЯТЫХ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ -ЦЕРКВИ

Тот же руководитель наш в деле изъяснения посланий апостола Павла, св. И.Златоуст, для вящего уразумения их, поставляет нам на вид следующие общие приемы, которыми руководствовался апостол при их написании. "В начале посланий апостол Павел полагает всегда благопожелания и молитву, зная, что где есть благодать Божия, там не может иметь места никакое злосчастье" (И.Златоуст. На 2Фессал. Беседа 2-я, §1). "Послания свои апостол обыкновенно разделяет на две части, и в первой рассуждает о догматах, а во второй излагает правила для жизни" (И.Златоуст. На посл. к Гал.5:13). "В догматической части посланий апостол обычно показывает, что содеянное для нас Христом не новость какая-либо, но что издревле так было предъизображено, и не по причине изменения намерения Божия это случилось, но сие есть дело долговременного попечения Божия" (И.Златоуст. На посл. в Ефес. Беседа 1, §2). "Когда апостол Павел пишет к кому-либо, намереваясь нечто обвинить, а другое похвалить, тогда он прежде хвалит, а потом переходит к обвинениям, прежде располагает к себе слушателя, и таким образом ограждает свои обвинения от всяких подозрений, показывая, что он желал бы все только хвалить и лишь по необходимости входить в обвинительные рассуждения. Так поступает он, например, в послании к Коринфянам, к Колоссянам. Только в послании к Галатам несколько иначе: так как в то время нельзя было сказать ни о каком добром их поступке, то апостол прямо начинает обвинением, но потом все-таки прилагает и похвалу им, если не за настоящее, то за прошедшее: аще бы было мощно, очеса ваша извертевше; дале бысте ми (4:15)" (И.Златоуст. На Посл. к Кол. Бес. 2, §1). "Высказывая обличения, апостол не все строгое поставляет сряду, но, располагая обличения в надлежащем порядке, между строгими помещает менее строгие, и таким образом облегчает тяжкое впечатление постоянных укоризн… Когда грех бывает известен, апостол сильно обличает и укоряет, а когда грех не так очевиден, тогда предварительно доказывает, что это есть грех, а потом обвиняет. Говоря о несомненном грехе, апостол доказывает его важность, а говоря о сомнительном, доказывает действительность его греховности. Например, блуд, без всякого сомнения, есть грех, и доказывать это не нужно было апостолу, а потому, говоря о нем, он показывает лишь тяжесть этого греха. Судиться же у неверных есть грех не столь явный, посему апостол, говоря о нем, входит в доказательства его греховности. Вкушение жертв идольских, хотя в отношении своей греховности подлежало сомнению, но было весьма большим злом, потому апостол, говоря о нем, доказывает, что это грех и объясняет его важность" (И.Златоуст. На 1Кор. Бес.26, §1). Во всем этом читатель может усмотреть великую любовь апостола к тем, кому он пишет. "Но и прямо выраженную любовь Павла к верующим везде увидит перечитывающий его послания. К Римлянам, например, он пишет: множицею восхотех приити к вам (1:13). К Галатам пишет: чадца моя, имиже паки болезную (4:19). К Ефесеям пишет: сего ради преклоняю колена моя за вас (3:14). К Филиппийцам: кто ми есть радость и не вы ли? (4:1). К Фессалоникийцам: якоже доилица греет своя чада, тако желающе вас… (1Сол.2:7-8). К Тимофею: поминая слезы твоя, да радости исполнюся (2Тим.1:4). Равно и к Филимону и к евреям много подобного пишет" (И.Златоуст. На 2Кор. Бес. 13). "Пиша к одной какой-либо общине, апостол обыкновенно прибавляет некоторые сведения и касательно других общин, им основанных, а также и о своем положении: не бо хощем вас не ведати, братие, о скорби нашей, бывшей нам во Асии, яко не надеятися нам и жити (2Кор.1:8). Подобное и в послании к Ефесеям: да увесте вы и о мне, что делаю, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат, егоже послах к вам (Ефес.6:21). И это было нужно как по побуждению великой любви его к ученикам, так и по причине непрестанных искушений, среди которых было величайшим утешением знать взаимное состояние друг друга" (И.Златоуст. На 2Кор. Бес.2). "Наконец послания свои апостол Павел не всегда писал своей рукой, но обыкновенно диктовал писцу, например, послание к Римлянам написал писец Тертий, как это видно из самого послания, в конце которого сказано: Целую вы и аз, Тертий, написавый послание сие о Господе (16:22). В послании к Фессалоникийцам (3:17-18) Павел говорит, что целование в конце книги он собственноручно приписал, ибо по подписи узнают того, кто пишет. Послание же к Галатам апостол написал все своей рукой, для отвращения злых подозрений, которые тогда были возможны" (И.Златоуст. На Галат.6,11 и на 2Сол. Бес.1, §1).

§52. Послание к Римлянам. "Послание к римлянам апостол Павел писал из Коринфа, когда он еще не видел римлян, а только слышал о них и желал видеть их. И потому, прежде всего, он хвалит веру их, о которой, как он слышал, говорили повсюду и высказывает свое давнее намерение придти к ним". Придти в Рим! "Апостол Павел был киликиянин родом. Но все знают, какое расстояние между Киликией и Римом. Павел был кожевник, бедный, неопытный в мирской мудрости, умевший хорошо говорить только по-еврейски, на языке всеми презираемом, в особенности италийцами, этот Павел, не имевший даже хорошей одежды, чтобы прикрыться, живший, как он сам говорит, в зиме и наготе (2Кор.11:29), этот самый Павел стремится в Рим, чтобы своею проповедью победить сильных мира. И он победил, ибо Павел ныне покоится славнее всех царей в той самой столице, в которой одержал свою победу, а гробница Нерона, усекнувшего Павла, неизвестна" (И.Златоуст. на 2Тим. Бес.4, §3-4). "Всем людям, пишет апостол римлянам, врожден закон, и все, не учась, по естеству и из самого творения могут познать Бога. Между тем, эллины не познали Бога, открывавшего им познание о Себе в тварях мира, но боготворили самые творения. Далее апостол обвиняет и иудеев за то, что и они не сохранили закона и преступлением оного обесчестили Бога. Таким образом апостол обличает обе стороны - иудеев и язычников, как равно виновных и нуждающихся в Искупителе. Они и призваны равно, не только иудеи, но и язычникам, как и благодать и искупление были назначены не для одних иудеев, но и для язычников. Если же призваны и язычники, тол, следовательно, кончилось обрезание, но прежде обрезания оправдан и переименован в Авраама, что означает: отец многих народов. Итак, кто хочет принуждать язычников к принятию обрезания, тот пусть уничтожит вместе и имя Авраама и пусть называет его Аврамом. Поелику же Авраам переименован так Самим Богом, то, чтобы осталось за ним это имя отца многих народов, не должно принимать обрезания, как и всякий другой сени закона, потому что не сенью закона, но верой оправдывается всякий, как и Авраам. Далее, в послании к римлянам апостол показывает, что не было искупления и благодати для Израиля и для язычников, если бы не был разрушен древний грех, который вошел во всех чрез Адама, и что никем иным не мог истребиться сей грех, кроме Сына Божия. Сие не было бы совершено, если бы Сын Божий не воплотился и не соделался человеком, чтобы подобострастное нам тело принести за всех, и всех освободить от смерти; как одним человеком грех пришел в мир, так одним человеком во всех людей вошла благодать. Наконец, как добрый домоправитель, апостол утешает иудеев тем, что они не будут более обвиняться в нарушениях закона, если уверуют во Христа, а уверовавших из язычников повелевает не возноситься над Израилем, но знать, что как ветви прицеплены к корню, так точно они, язычникам, к иудеям. Затем, преподав еще увещательные слова об исправлении нравов, апостол оканчивает послание" (Синопсис Афанасия).

§53. Послание к Коринфянам первое "Коринф в древности славился многими удобствами жизни и богатством, был полон риторов и философов". "Проповедь спасения в Коринфе первый принес богомудрый Павел, и там провел много времени, по повелению Господню, ибо господь сказал ему: глаголи да не умолкнеши, зане людие Ми суть многи во граде сем (Деян.18:10). Только по прошествии года и шести месяцев апостол пошел для проповеди в другие города". "Тогда дьявол, видя, что столь великий и многолюдный город принял истину, производит в нем разделения. В Коринфе образовались отдельные партии: некоторые самовольно объявили себя предстоятелями города и хвалились, что они преподают лучшее учение, чем апостол, а другие присоединились к одним за их богатство, к другим за их мудрость. Был допущен там и другой грех: некто, живший со своей мачехой, не только не был укоряем, но и стоял между правителями города и своим сообщникам подавал пример высокомерия. Некоторые позволяли себе разного рода осквернения, вкушая от идоложертвенного и участвуя в возлежании при капищах. Еще иные, имея несогласия и споры касательно имущества, со своими делами обращались к внешним судилищам. Многие, по обычаю эллинов, ходили с отпущенными волосами, в церквах вкушали пищу отдельно друг от друга и ничего не уделяли нуждающимся. Затем погрешали и в том, что превозносились духовными дарованиями и, соревнуясь в них между собой, разделяли Церковь. И учения о воскресении не твердо держались, полагаясь более на свои умствования. Несмотря, однакож, на все это, коринфяне от себя послали некое послание апостолу Павлу чрез Фортуната, Стефана и Ахаика. Чрез них же и апостол Павел пишет тогда к коринфянам и свое послание, как он сам говорит в конце послания, разъясняя им как-то, о чем они спрашивали в своем послании, так и то, о чем сами они не писали, но о чем он обстоятельно разведал. С посланием апостол отправляет к ним и Тимофея" (И.Златоуст. Толкование на 1Посл. к Кор. Предисловие).

Что же содержится в послании апостола Павла к коринфянам? "Прежде всего в своем послании апостол свидетельствует коринфянам, что они мудры и разумны, но не одобряет их за то, что производят разделения, научая их поставлять добродетели не в слове, но в деле и силе; потом, указав подвергнуть наказанию женившегося на мачехе и внушив коринфянам не иметь тяжб между собой, отвечает на прочие предложенные ему вопросы. О браке учит, что супружество не должно быть расторгаемо, а о девстве, что оно не необходимо, но должно быть оставляемо собственному убеждению каждого. По вопросу об идоложертвенных возбраняет пиршества в требищах идольских, чтобы не соблазнялись сим слабейшие. По вопросу о духовных дарованиях пишет, да не поставляют различия ради дарований и да не предпочитают имущего одно дарование имущему другое, потому что, говорит он, все дарования от одного и того же Духа. Учит также о воскресении, что плоть воскреснет, что, хотя она и умирает как тленная, но восстанет нетленною по благодати Христовой; действительность же воскресения доказывает тем, что Христос воскрес. Наконец дает убеждения к исправлению нравов, делает наставление о сборах в пользу святых, и сим оканчивает послание" (Синопсис Афанасия). "Мне кажется, что с коринфянами апостол беседует гораздо проще, нежели с другими и именно для того, чтобы простотой речи низложить их гордость". "Я пришел к вам, - говорит он, - не сплетать силлогизмы и софизмы, но возвестить только, что Христос распят" (И.Златоуст. На Кор. Бес.6, §1). "И догматического учения в послании вообще немного, но больше нравственное и практическое; проведя в Коринфе довольно времени, апостол еще прежде все необходимое успел изъяснить им в устной проповеди" (Феодорит. На 1 Кор. Предисл.).

Послание к Коринфянам второе. "Прежде всего прилично рассмотреть, для чего апостол к первому посланию к Коринфянам прилагает второе, когда в первом послании он обещал лично придти к ним (1Кор.4:19; 16:5-6)? Для того, что уже довольно времени прошло, а апостол медлил посетить их, будучи удерживаем Духом для других нужнейших дел. Между тем Коринфяне, получив первое послание, исправились. Ибо и кровосмесника, которому прежде рукоплескали, отлучили от Церкви (2Кор.2:5-6); и милостыню, о которой апостол просил их, стали собирать с великим усердием (2Кор.9:2); и Тата, которого послал к ним апостол, приняли со всею благосклонностью (2Кор.7:15). Все сие и побудило апостола написать второе послание к Коринфянам. Да и прилично было, чтобы он как согрешивших их тогда упрекал, так теперь исправившихся похвалил, и принял вновь в свое благоволение. Потому-то в послании не видно прежних угроз и упреков, за исключением некоторой части в конце послания, вызванной тем, что между коринфскими христианами были некоторые из иудеев, высоко о себе мудствовавшие и порицавшие апостола Павла, яко послания его тяжки и крепки, а пришествие тела немощно и слово уничижено (2Кор.10:10). Так как, слыша такие отзывы о апостоле, некоторые христиане колебались в доверии к нему, то апостол, похвалив сперва верных за то, в чем они исправились, потом и за сие делает упрек верующим, а также посрамляет безумие горделивых иудеев, требовавших соблюдения иудейских обрядов". "В законе апостол учит отличать одну букву от мысли и не принимать только одну букву, но в букве искать мысли, ибо в словах заключена мысль Св. Духа... По пришествии Христа не должно жить по-ветхозаветному, но по всем отношениям надлежит обновляться; что же касается обрезания, то в новом завете оно соделалось недействительным. Обвиняя тщеславных из коринфян, уничижавших его самого, апостол исчисляет страдания, какие он потерпел ради Господа, рассказывает о видениях, каких он удостоин, быв восхищен в рай и до третьего неба. Наконец, завещав не погрешать, а погрешающим приносить покаяние, с благодарением оканчивает послание" (И.Златоуст. на 2Кор. Бес.1. Синопсис Афанасия). Написано второе послание к Коринфянам в Ефесе (И.Златоуст. На Деян. Бес.42, §1) или же в Македонии, в городе Филиппах (Феодорит. Синопсис Афанасия) и было послано чрез Тита и Луку (2Кор.8:6,16-18).

§54. "Послание к Галатам исполнено гнева, как может видеть всякий, и бегло его прочитавший. Но надобно знать, что так раздражило апостола против своих учеников... Некоторые их иудеев, хотя уверовавших, но еще державшихся иудейства, и надменных честолюбием, с целью присвоить себе достоинство учителей, пришли к галатам и учили, что должно обрезываться, хранить субботы и новомесячия, и не принимать апостола Павла, который отвергает все это, между тем как первоверховные апостолы со Христом бывшие, Петр, Иаков и Иоанн, не запрещают сего. Но сии последние поступали так не потому, чтобы они хотели защищать иудейские обычаи, но только по снисхождению к слабости уверовавших из иудеев; Павел же как учитель языков не находил нужды в таковом снисхождении. Впрочем, будучи в Иудее, и Павел также делал это снисхождение. Между тем лжеучители, не открывая причин такового снисхождения, обольщали слабых, научая не слушать Павла, ибо он, говорили они, только вчера или ныне еще только явился; Петр же и сущие с ним первые апостолы, притом Павел апостольский ученик, а те Христовы, он один, а тех много, и они столбы Церкви. Обвиняли лжеучители апостола Павла и в лицемерии, говоря, что и его самого, отвергающего обрезание, иногда видели исполняющим иудейские обряды, следовательно, он иначе проповедует нам, иначе другим. Узнав, что вследствие таких наущений народ воспламенился и произошло большое волнение в Галатийской Церкви, что самое здание ее колеблется и угрожает падением, апостол Павел, объятый и гневом и скорбью, пишет сие послание, как ответное на все обвинения" (И.Златоуст. Толк. На Посл. к Гал. Гл.1, ст.1). "И прежде всего апостол свидетельствует о вере во Христа, которую галаты имели в начале и о их искреннем некогда расположении ко Христу. Потом укоряет их за то, что они легкомысленно переменили образ мыслей; рассуждает о законе и о вере, показуя пример в Аврааме, доказывая, что только на время даны были сень законная и обрезание и упразднились пришествием Христовым. Изъяснив сие, завещавает галатам не внимать обольстителям, но держаться веры во Христа,и знать, что благодать Христова упраздняет обрезание по плоти. После некоторых еще убеждений и наставлений относительно нравов, апостол оканчивает послание" (Синопсис Афанасия). Тогда как другие послания ап. Павел обыкновенно разделяет на две части, и в первой рассуждает о догматах, а во второй излагает правила для жизни, в послании к галатам апостол, перейдя к нравственному учению, затем снова присоединяет к нему учение догматическое... Христос, говорит он, освободил нас от закона не для того, чтобы жить нам беззаконно, но чтобы стяжать мудрость высшую закона, потому что узы разрешены" (И.Златоуст. Толк. На Посл. к Гал. Гл.5, ст.13). Написано послание к галатам, по Феодориту и Синопсису Афанасия, в Риме и после послания к Римлянам, но, по Иоанну Златоусту, прежде сего последнего.

§55. Послание к Ефесеям. "Некоторые истолкователи апостола Павла утверждали, что проповедь спасения первый преподал Ефесеям евангелист Иоанн или некто другой, а апостол Павел написал свое послание, не видев еще ефесеев. Но ничего такого не сообщает книга деяний. Блаженный Лука повествует, что пристав в Ефесе, Павел вшед в сонмище, стязавшеся со иудеи (Деян.18:19); но апостол не пошел бы в иудейское сонмище, оставив верных. Следовательно, город Ефес в то время не пользовался еще спасительной проповедью. И потом, снова придя из Иудеи, ап. Павел нашел в Ефесе некиих, в числе 12, мужей, хотя оглашенных, но не принявших еще благодати божественного Духа, а знавших только иоанново крещение. Посему Павел, крестив их, провел там два года, обучая ефесеев спасительным догматам, а что писал к ефесеям апостол после сего, тому учит само послание. Ибо в конце оного говорится: да увесте же и вы яже о мне, что делаю: вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель о Господе, егоже послах к вам... (Еф.6:21). Блаж. же Тихика послал Павел уже из Рима, как о сем он дает знать во втором послании к Тимофею, написанному после всех посланий (2Тим.4:9-12). Итак, ясно, что ап. Павел прежде проповедав ефесеям Евангелие, потом написал им послание. И первая часть послания содержит в себе учение божественной проповеди, а последняя - нравственное увещание" (Феодорит. Толк. На Посл. к Еф. Предисловие).

Было рассуждение у отцов Церкви и о надписании сего послания и, следовательно, о его назначении именно ефесеям. Василий Вел. (Против Евномия. Кн.2) говорит, что в некоторых древних списках, в надписании сего послания (Еф.1:1), стояло только: святым сущим без следующего слова: в Ефесе. И Иероним (Толков. На это место) различает два чтения надписания послания в различных списках: 1) святым сущим и 2) святым сущим во Ефесе. Но отсутсnвие слова во Ефесе в некоторых списках, очевидно, было ошибкой переписчиков, а может быть делом маркионитов, которых уже Тертуллиан упрекал за некоторые повреждения в сем послании. Св. Игнатий богоносец, муж апостольский, пиша свое послание к тем же ефесеям, как и должно было ожидать, упоминает в нем и о послании на их имя апостола Павла. "Знаю, кто я, - говорит он, - и к кому пишу. Вы сотаинники Павла освященного, засвидетельствованного, достоблаженного, у ног которого я желал бы быть, когда приду ко Господу. Во всем своем послании к вам он поминает вас о Христе Иисусе" (Посл. св. Игнатия к ефесеям. Гл.12). Итак, послание сие написано ап. Павлом именно к ефесеям, после пребывания его в их городе.

Но что за город Ефес? Ефес есть главный город Малой Азии; из него вышли многие философы, особенно из славившихся в Азии. Говорят, что и Пифагор был оттуда. То же должно сказать и о Пармениде, Зеноне и Демокрите. Да и ныне еще там можно найти многих философов. Об этом мы замечаем для того, чтобы показать, как много апостолу Павлу нужно было тщания, когда он писал к ефесеям свое послание. Говорят, что когда он еще изустно оглашал их, он уже доверил им глубочайшие истины веры. И само послание, действительно, исполнено возвышенных и необъятных созерцаний и догматов, в нем он объясняет то, о чем нигде почти не писал, когда, например, говорит: да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия (Еф.3:10). И в другом месте: с Ним воскреси и спосади на небесных во Христе Иисусе (2:6). Или еще: яже во иных родех не сказася сыном человеческим, якоже ныне открыся святым Его апостолом и пророком Духом Святым: яко быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования его о Христе (3:5,6)" (И.Златоуст. Беседы на Посл. к Еф. Предисл.). "В частности в своем послании апостол, прежде всего, показывает, что таинство наше не новое, но из начала, прежде сотворения мира, Бог благоволил, чтобы Христос пострадал за нас и чтобы тем мы были спасены. Потом рассуждает о призвании язычников, с целью показать, что они уверовали достойно; учит, что мы призваны не человеком, но Христом, Который есть Сын Божий, чтобы чрез сие внушить ефесеям, что, уверовав во Христа, они соделались не человекопоклонниками, но истинными чтителями Бога. Потом предлагает различные увещания мужам и женам, родителям и детям, господам и рабам, и всех вообще ополчает на дьявола и демонов его, говоря, что с ними - наша брань, и как добрый подвигоположник, вооружив всех своим словом, оканчивает послание" (Синопсис Афанасия). "Написано послание из римских уз, как и сам говорит апостол: молитеся о мне, да дастся ми слово, во отверзение уст моих, со дерзновением сказати тайну благовествования, о немже посольствую во узах (6:19)" (И.Златоуст. на Посл. к Еф. Предисл.).

§56. Послание к Филиппийцам. "Филиппийцы были жители македонского города Филиппы, и начало евангельской проповеди здесь было блистательно... Послание же к ним ап. Павел написал, когда был во узах, ибо он говорит: яко узы мои явлени о Христе быша во всем судищи (1613), называя судищем двор Нерона. Но это были те узы, от которых он был освобожден, ибо он надеется еще лично быть в Филиппах: надеюся же о Господе, яко и сам скоро прииду к вам (2:24); и сие известно вам, яко буду и спребуду вам всем (1:25). Между тем филиппийцы, узнав об узах Павла, послали к нему Епафродита, чтобы он отнес ему деньги и узнал о его обстоятельствах, ибо они весьма любили его. Об этом Павел говорит так: приях вся, и избыточествую: исполнихся, приемот Епафродита посланная от вас (4:18)." "И прежде еще, по любви к апостолу, филиппийцы посылали ему деньги в Фессалонику и Коринф, для удовлетворения его насущных потребностей (4:16)". "Что филиппийцы посылали в Рим с целью узнать, вместе с тем, и об обстоятельствах апостола, это он показывает в самом начале послания, говоря: уповаю Тимофея вскоре послати к вам, да и аз благодушествую, уведав яже о вас (2:19). Выражение: да и аз дает такую мыслю: как вы, для полного удовлетворения, послали узнать о моих обстоятельствах, так и я пошлю, чтобы и мне ободриться, зная о ваших обстоятельствах... Так как филиппийцы много беспокоились о Павле, сведав о его узах, то апостол, в начале послания, много говорит в утешение им касательно уз, научая, что о них не должно беспокоиться, но паче радоваться. Потом дает наставление касательно единомыслия и смиренномудрия, внушая им, что в сих добродетелях наибольшая крепость для них. Для учителей ваших, говорит апостол, не то прискорбно, что они находятся во узах, но то, что их ученики не связаны узами единодушия. Ибо первое служит даже к распространению Евангелия, а последнее к расстройству. Сделав, таким образом, увещание к единодушию и показав, что оно есть плод смиренномудрия, апостол, затем, в послании в филиппийцам, сильно нападает на иудеев, кои, под видом христианства, повсюду наносили только вред истине учения, называет их псами и злыми делателями, и увещевает остерегаться их; показывает, к кому, напротив, должно оказывать внимание; много рассуждает о нравственных предметах; со свойственным ему благоразумием воспоминает о присланных ему вещах и вообще много утешает их. Видно, что апостол пишет к филиппийцам с особенным почтением, и нигде не говорит ничего укорительного. Это свидетельствует о их добродетели, и поистине город Филиппы показал великую готовность к вере... В похвалу филиппийцам Павел говорит много, и притом важного, называя их своим венцом и великими страдальцами. Вам даровася от Бога, не токмо еже в Него веровати, говорит он, но и еже по Нем страдати (1:29)" (И.Златоуст. Толк. на посл. к Филипп. Предисл. и Толк. на 4:16. Феодорит. Толк. На посл. к Филипп. Предисл. Синопсис Афанасия) ("И то великая похвала Филиппийцам, что находясь в столице, апостол получает содержание от их малого города". - Прим. авт.). Одно из самых светлых церковных чтений из посланий апостольских, бываемое в дни памяти священномучеников и в неделю Ваий: братие, радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся... принадлежит посланию к Филиппийцам (4:4-9).

§57. Послание к Колоссянам. "Сие послание писал апостол в одно время с посланием к Ефесеям и вручить послание избрал того же достопочтенного Тихика. Еще же: послания сии апостол написал из Рима, уже избежав первой опасности, как это явствует их начала послания к Колоссянам, где ап. Павел соучастником в послании называет и блаженного Тимофея (1:1); между тем, когда при Нероне апостол совершил свой первый подвиг, с ним не было никого из близких. Сие он сам делает известным в послании к Тимофею: в первый ответ никтоже бысть со мною (2Тим.4:16)... Иные говорят, что апостол Павел, не видев еще колоссян, написал им сие послание и стараются подтвердить то следующими его словами: хощу убо вас ведети, колик подвиг имам о вас и о сущих в Лаодикии, и елицы не видеша лица моего во плоти (2:1). Но должно вникнуть в смысл сих слов. Апостол говорит: имею великую заботу не о вас только, но и тех, которые еще не видели меня. Итак, не к колоссянам относится выражение: елицы не видеша лица моего. Да и блаж. Лука в Деяниях (18:23) извещает нас, что апостол Павел в одно и то же время прошел Фригию и страну Галатийскую; колоссы же находятся во Фригии, в соседстве главного города Фригии, Лаодикии. Но возможно ли было, чтобы пришед во Фригию, апостол не принес им Божественного благовествования. Впрочем, пусть разумеют сие, как кому покажется правильным, ибо сие не составляет различия в догматах" (Феодорит. Толк. На посл. к Колосс. Предисл.). "Повод к написанию послания был следующий: некоторые хотели прельстить колоссян эллинскими хитрословиями, возражали против веры во Христа, несправедливо судили о некоторых родах пищи, исчисленных в законе, а также об обрезании. Сведав о сем, апостол дает колоссянам наставление в послании к ним. И во-первых, благодарит Бога, объявляет, что они перешли от тьмы к свету истины, что Христос, в Которого они уверовали, есть Образ Бога и Слово, Им же вся быша, и что Ему как Творцу свойственно было соделаться и первородным твари и первородным из мертвых, чтобы соединить то и другое и оживотворить всяческая. За сим завещает колоссянам пребывать в вере, свидетельствуя, что и он, Павел, есть служитель того Евангелия, которому они научены. Говоря о законе, о различных родах пищи, в нем исчисленных, показывает, что все ветхое упразднено, не исключая и обрезания, и советует колоссянам не прельщаться мудрецами, старающимися соблазнить их. Наконец, преподав и здесь наставления родителям и детям, мужам и женам, рабам и господам и внушив многое другое, относящееся в добрым нравам, приводит к концу свое послание. Но прежде конца еще повелевает, чтобы колоссяне, прочитав сами сие послание, дали почитать его Церкви Лаодикийской, и взаимно сами прочитали бы послание из Лаодикии: егда прочтется послание сие у вас, сотворите, да и в Лаодикийстей Церкви прочтено будет, и написанное от Лаодикии да и вы прочтете (4:16)". "На основании этого места иные предполагают, что Павел писал послание и к Лаодикийцам и показывают под этим именем некое подложное послание. Но апостол выразился: написанное от Лаодикии, а не в Лаодикию. Очевидно, лаодиктяне сами писали апостолу о чем-то, вероятно обвиняли колоссян за то, что у них происходило. Потому-то апостол велит им в назидание прочесть написанное лаодикийцами" (Синопсис Афанасия. Феодорит. Толк. на Посл. к Кол.4:16).

§58. Послание к Фессалоникийцам первое. "Первенствующий в Македонии город, Фессалоника, с усердием принял проповедь спасения. Но и здесь, когда Божественный апостол водружал основания благочестия, с ним препирались и вели открытую брань иудеи, хотя без успеха, потому что были постыжены словом Евангелия. Уклоняясь от их козней, апостол Павел из Фессалоники пришел в Беррию, а из Беррии отплыл в Афины. Но, проникнутый непрестанно заботливостью об уверовавших, послал из Афин в Фессалоники Тимофея, чтобы он поддерживал Фессалоникийцев и помог им превозмочь ухищрения противников. Тимофей, побывав в Фессалониках, и возвратившись, хвалил непреоборимость их веры, но, с тем вместе, показал, что самые учители их имеют нужду в советах в рассуждении некоторых вопросов. По этому поводу апостол и пишет первое послание к Фессалоникийцам". "И во-первых утверждает их в вере, убеждая не колебаться ввиду скорбей, воспоминает им, как еще при первом оглашении они были научены переносить всякие скорби, и что ничего нет странного - пострадать им иудеев, которые Самого Христа умертвили. Христианам, говорит он, приличествует терпеть скорби в сей жизни. Высказав затем много в увещание им, да тако жительствуют, якоже прияша от него, пишет потом и об умерших, утешая Фессалоникийцев,и научая их не предаваться печали, ибо смерть не есть погибель, но путь к воскресению. Еще наставляет им о времени, чтобы они, зная неизвестность дня Господня, всегда были к нему готовы и никому не внимали, кто бы ни возвещал о сем дне; пришествие его, говорит он, будет так, что оставшиеся в живых в оный день не будут впереди тех, которые восстанут из мертвых, ибо, учит он, вдруг во всех последует изменение. К сим же, завещая им лучшими быть во обычаях, убеждает их всегда радоваться в надежде, молиться и выну благодарить Господа. Наконец, заклинает их - прочитать послание пред всею братией и сим оканчивает" (Феодорит. Толков. На 1Фес. Предисл. Синопсис Афанасия). По времени написания первое послание к Фессалоникийцам есть первое из всех посланий апостола Павла (И.Златоуст; Феодорит).

Послание к Фессалоникийцам второе. "Когда в первом послании апостол говорил Фессалоникийцам, что он молится день и ночь о том, чтобы видеть их (3:10), то, очевидно, он намеревался придти к ним. Но так как исполнить это он не мог, то и присовокупил к первому посланию второе, чтобы посланиями заменить свое личное присутствие. Предметом послания служит второе пришествие Христово и воскресение: молим же вы о пришествии Господа нашего Иисуса Христа (2:1). Прежде еще некоторые злонамеренные люди смущали верующих, говоря, что воскресение мертвых уже было. Это они делали с той целью, чтобы верующие, не ожидая ничего великого и светлого, отказались от своих подвигов. Теперь же они утверждают противное, что суд и пришествие Христово приближаются, дабы, таким образом на Самого Христа взвести, впоследствии, обвинение в обмане, и доказав, что в будущем нет ни суда, ни наказания для творящих зло, одних соделать более дерзкими, а других повергнуть в уныние. И, что хуже всего, одни из них передавали слова, якобы сказанные по этому поводу апостолом, а другие выдумывали даже подложные послания, якобы им написанные. Посему, преграждая сим всякий путь к обману, апостол говорит: не ужасайтеся ниже духом, ниже словом, ни посланием яки от нас посланным (2,2)!. "В частности апостол во втором послании к Фессалоникийцам, прежде всего, хвалит их за то, что их вера растет, хвалится сам их мужеством в перенесении скорбей за Христа и утешает их тем, что несправедливо обижающие их будут отомщены Богом. О пришествии же Спасителя (втором) учит, чтобы они никому в том не верили и отнюдь не думали, что пришествие Его уже настоит или наступит прежде, чем приидет отступление и явится антихрист, сын погибели, явление которого будет в знамениях и чудесах ложных, по действию сатаны. Еще же убеждает Фессалоникийцев стоять мужественно и держаться преданий, которым они научились от него; повелевает не иметь никакого общения с людьми бесчинными, отлучать от Церкви того, кто не будет слушать его наставлений; наконец, испрашивает от мира, и оканчивает послание, объяснив им, что приветствие в конце послания он написал своею рукою, и что это есть признак всякого его послания" (И.Златоуст. На 2Фес. Бес.1, §1. Синопсис Афанасия).

Но сие недоумение Фессалоникийцев, вызвавшее настоящее послание апостола Павла, доставило пользу и нам. Ибо не только им, но и нам полезно не увлекаться детскими сказками и болтовнею старух. Разве вам не приходилось слышать в детстве, как некоторые подробно рассказывали об антихристе, его имени, и о том, как он преклонит свои колена. Эти сказки дьявол старался посеять в наши еще детские умы, для того, чтобы они возросли вместе с нами и чтобы потом ему легче было обольстить нас. Если бы нам действительно нужно и полезно было знать подробности о явлении антихриста, то апостол Павел, говоря о сем, не преминул бы сообщить их. Итак, не будем углубляться в исследование сего. Антихрист придет не преклоняя колена, но превозносяйся паче всякого глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией, аки Богу показующу себе яко Бог есть (2:4). Подобно тому, как дьявол пал от гордости, и тот, кто послужит его орудием, будет напоен гордостью" (И.Златоуст. На 2Фес. Бес.1, §!).