Олесницкий Аким Алексеевич-РУКОВОДСТВЕННЫЕ О -СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ -СВЕДЕНИЯ, ИЗ ТВОРЕНИЙ -СВЯТЫХ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ -ЦЕРКВИ

Происхождению всего пятичастного состава книги закона от пророка Моисея нимало не противно то, что в заключении последней книги (Втор.34) говорится о смерти Моисея, об оплакивании его народом, гробнице его, с прибавлением величания самому Моисею: и не воста ктому пророк во Израили якоже Моисей. Это прибавление сделано собирателем кодекса Ездрою, по древнему обычаю. Подобным образом в заключении покаянного канона св. Андрея критского, в котором, по порядку времен, с кающеюся душою беседуют праотцы Адам, Авраам, Исаак, Моисей, цари и пророки, есть прибавление, сделанное от лица Церкви в виде молитвенного величания в честь самого св. Андрея: "Андрее честный и отче преблаженнейший, пастырю Критский"… По поводу слов Втор.34,6: и не увида никтоже погребения Моисея даже до сего дне, бл. Иероним говорит: "сегодняшним днем нужно считать день, в который написано это извещение, Моисеем ли, писателем Пятикнижия, или ездро., собирателем его произведения, - не спорю" (Иероним. О приснодевстве Богоматери. Книга против Елвидия).

§15. Шестая книга Св. Писания Ветхого Завета, книга Иисуса Навина, открывает ряд исторических священных книг в более тесном смысле. "Надписывается она Иисус Навин, потому что в ней содержатся история и деяния Иисуса Навина, преемника Моисея. В книге описывается, что течение реки Иордана в верху источника остановилось и вода оскудела, так что израильтяне прошли чрез него сухими ногами; что Иисус Навин обрезал каменными ножами всех рожденных в пустыне и назвал место обрезания Галгалы; что, по перехождении Иордана, когда народ вкусил плодов обетованной земли, прекратилась манна; что стены Иерихона сами собой пали; что Раавь, блудница, укрывшая соглядатаев, была спасена; что, по молитве Иисуса Навина, солнце стояло в полдень неподвижно противу Гаваона в продолжении дня, доколе он поражал неприятелей. Победив, таким образом, аморреев и всех царей их, Иисус Навин разделил землю девяти коленам и половине колена Манассиина и правил народом 26 лет. Скончался 110 лет. Труд разделения земли народу совершали, кроме Иисуса Навина, священник Елиазар, и по одному члену от каждого колена" (Синопсис Афанасия). Частные пункты, на которые учителя Церкви наиболее обращали внимание верующих читателей книги Иисуса Навина, суть: 1) самое имя Иисуса. "По кончине законодавца Моисея, Израиля ввел в обетованную землю Иисус, как по скончании всего закона явившийся Иисус отверз благочестивым Небесное Царствие" (Феодорит. Толков. на кн. Нав. В начале. Также Разговор Иустина с Трифоном 89,113). 2) Иисус Навин прежде назывался Озее, т.е. Спаситель, ибо он спас народ и ввел в обетованную землю; он был девственник, ибо нигде не говорится, что он имел жену и детей" (Иероним. Против Иовиниана. Кн.1). 3) "Когда сей пророк, при введении народа в обетованную землю, сражался с врагами, солнце стало; и когда Спаситель разрушил смертию смерть, солнце удержало лучи свои и среди полудня тма наполнила вселенную" (Феодорит. Толков. на кн. Нав. Вопрос 14). 4) Евреи не овладели всею обетованною землею, потому что для сохранения сообразного с законом образа жизни требовалась страна, заключенная в тесные пределы; закон повелевал трижды в год совершать праздники, соединяясь в одном месте. Сообразно с сим Бог ограничил евреев небольшим пространством земли, чтобы и ленивые без труда приходили в посвященное Богу святилище" (Феодорит, Толк. на кн. Суд. Вопрос 7). "Читай книгу Иисуса Навина, и ты узнаешь, какими тесными пределами ты ограничен, иудей, в своих владениях. От Дана до Вирсавии, это всего лишь 160 миль длины… Что до широты твоей земли, то от Иоппии до маленькой деревни Вифлеем 45 миль, а далее идет огромная пустыня, населенная варварами, о которых говорится: пред лицеем всея братии вселится (Быт.16:12). Ты скажешь, что земля обетованная есть та, о которой говорится в книге Числ (гл.34): до потока египетского с юга, до великого моря с запада, до Емафа на севере, и что и за Иорданом находятся владения Рувима, Гада и полуколена Манассии. И я сознаюсь, что это тебе обещано, но не дано; обещано, если бы та не поклонялся Веельфегору и Ваалу, Веельзевулу и Хамосу, а так как их предпочел ты Богу, то и потерял все, что было тебе обещано… Малость земли Израильской означает тесноту синагоги в сравнении с широтою Церкви" (Иероним. Письмо к Дардану. О земле обетованной). 5) Наконец книга Иисуса Навина дает общий урок послушания воле Божией. "О чем говорил народу Иисус Навин, вводя его в обетованную землю, о том же и по ныне говорит нам слово Божие: и ныне убойтися Господа и послужите Ему в правде и правоте". (Нав.24:14). (Ориген. Увещание к мучен. §17).

Что касается автора книги Иисуса Навина, то бл. Феодорит рассуждает о нем так: "Поелику в повествовании книги (10:13) после слов: и ста солнце и луна в стоянии, дондеже отмсти Бог врагом их, прибавлено: не сие ли есть написано в книгах праведнаго, - то отсюда открывается, что книгу написал не сам Навин, а некто другой из живших позже" (Феодорит. Толков. на кн. Нав. Вопрос 14). И синопсис Афанасия, приступая к книге И.Навина, говорит: "начиная с книги Навина даже до книги Ездры не вся теми написаны суть, их же надписание имут и о них же воспоминают; повествуется же, яко та написана суть от пророк, в коеждо время бывших". Но в книге Сына Сирахова о самом Иисусе Навине читаем следующее: крепок на бранех Иисус Навин и преемник Моисеев бысть во пророчестве, т.е. в писании св. книг (Сирах.46:1). И большая часть отцов Церкви приписывают написание книги самому Иисусу Навину (напр. Иероним. Посл. к Павлину, Об изучении Св. Писания). "Позднейшему писателю предание и не могло доставить столь многочисленных подробностей лиц и мест, какие здесь находятся. Притом, находящееся здесь описание раздела земель, в предупреждение опасных споров, необходимо должен быть сделан сам Иисус Навин". Прибавление же о смерти Иисуса Навина и погребении его сделано той же рукою собирателя св. книг, что и прибавление о смерти Моисея в книгах закона.

§16. "Седьмая книга, Судей, называется так потому, что, по смерти Иисуса Навина, Бог посредством судей спасал народ, угнетаемый Хананеями, и в сей книге содержатся действия каждого из сих судей и время их жизни. Судии Израильские были следующие: первый Гофониил. Он умертвил Хусарсафоема, царя Месопотамского, в течении 40 лет притеснявшего народ. После Гофониила Аод обоедесноручный; он убил Еглома, царя Моавитского, притеснявшего народ 18 лет, и сам судил Израиля 80 лет. После него Самгар, сын Динахов, поразивший 600 иноплеменников ралом воловьим, судил народ один год. После сего Варак, сын Авинехов; он воевал против Иавина и Сисары, притеснявших Израиля 20 лет и судил Израиля 40 лет. После него Гедеон, он же и Иероваал; он поразил народ Мадиамский, Орива, Зива и Зевея и Салмана, начальников его, ниспроверг башню (города) Фануила и начальников его, в течении 7 лет притеснявших Израиля, избил тернами; судил Израиля 40 лет. После него Авимелех, сын Гедеона, бывший огнем из терния и для своих, начальствовал три года. После него Фола, правивший 23 года. После сего Иаир Галаадский; правил 22 года. После сего Иеффай Галаадский, победитель Аммонитян и Филистимлян, в течении 18 лет притеснявших Израиля. На брани он дал обет: принести в жертву кто первее изыдет в сретение ему по одержании победы. И принес в жертву отец дочь свою, изшедшую ему в сретение, позволив ей впрочем в продолжение двух месяцев в уединении оплакать свое девство. Судил народ 6 лет. После него Есевон из Вифлеема; судил 7 лет. После сего Елон Завулонянин - 10 лет. После сего Авдон Фарафанитянин - 8 лет. После сего Сампсонот колена Данова. Угнетавших Израиля в течении 40 лет Филистимлян он поразил челюстию ослею, другой раз жезлом, потом лисицами и наконец разрушением храма; судил Израиля 20 лет. Всех судей было числом 13; время же их 411 лет" (Синопсис Афанасия). Этим своим содержанием книга Судей, по словам бл. Феодорита, дает следующие уроки для назидания: 1) она учит, что Владыка Бог, по Своей отеческой любви, во время, когда Израильский народ преступал закон, предавал его иноплеменникам, употребляя сих как бы вместо жезла и бича, а затем, по раскаянии их, удостаивал всяческой попечительности; таким образом народ, при всяком нападении врагов, опытом дознавал Божие о нем попечение" (Феодорит, Толков. на кн. Судей. Вопросы 8 и 12). 2) Книга Судей учит, "сколько вредно безначалие и сколько полезны народу благочестивые правители" (Феодорит. Вопрос 7). 3) "В обличение тогдашних мужей, между которыми трудно найти достойного, книга судей учит, как дар пророчества приняла Деввора" (Феодорит. Вопрос 12).

Когда и кем написана книга Судей? По словам бл. Феодорита "книга Судей написана после того времени, которое она изображает, потому что в ней упоминается имя: Иерусалим, а сие наименование город получил впоследствии, вместо древнего имени Иевус" (Толк. на кн. Судей. Вопр.2). На основании Суд.18:31; 1:21; 17:6 точное время написания книги Судей положить можно между пленением ковчега или постановлением царя и завоеванием Иерусалима Давидом. Писателем же книги, по ветхозаветному преданию, был Самуил пророк.

§17. "Восьмая книга Ветхаго Завета, Руфь, называется так потому, что содержит историю Руфи. Руфь была родом Моавитянка; но отказавшись от родства и отеческого суеверия, она обратилась к истинному богопочитанию, и переселилась в Вифлеем иудейский; там сочеталась браком с Возом, из колена Иудина. От нея производится родство Давида таким образом: Вооз от Руфи родил Овида, Овид - Иессея, Иессей - Давида" (Синопсис Афанасия). По такому содержанию книги Руфь бл. Августин (Христ. Наука. Кн.2. Гл.13) называет ее началом или преддверием к книгам Царств, изображающим историю Чарского дома Давида, и это тем более справедливо, что в книгах Царств нет других известий о предках Давида, а Иоанн Златоуст, в своем Синопсисе, причисляя псалмы Давида к пророческим книгам, рядом с псалмами помещает и книгу Руфь (пророческие книги суть: шестнадцать пророков, Руфь и Давид). Другие же отцы Церкви (св. Епифаний, Кирилл Иерус.), по примеру древней синагоги, соединяют книгу Руфь в одно с книгой Судей на том основании, что описанное в книге происшествие относится ко времени судей (Руф.1:1). Все это показывает, что книга Руфь, при небольшом своем объеме, имеет важное значение в общем составе Св. Писания, что она явилась не случайно и что она правильно занимает в греческой Библии и нашей славянской восьмое от начала место в числе священных книг (в еврейском каноне она занимает место между учительными книгами). "Не ради самого Давида написана книга, а ради Владыки Христа, потому что и Он произошел от Руфи по плоти". "Божественный Моисей, пиша книгу родства Иисуса Христа, упомянул Руфь Маовитянку, миновав знаменитых добродетелью жен, Сару, Ревекку и других, вразумляя сим, что единородный Сын Божий вочеловечился ради всех человеков, и иудеев и прочих народов, и грешных и праведных" (Феодорит. Толков. на кн. Руфь. Вопрос 1).

Когда же написана книга Руфь? Происшествия, описанные в книге, случились во время судей (Руф.1:1), лет за сто до Давида. Написание же книги, как видно из ее заключения (4:22), принадлежит времени царя Давида и сделано одним из бывших тогда пророков.

§18. "Четыре книги Царств называются так потому, что излагают дела царей Иудейских и Израильских и число лет их" (Синопсис. Афанасий ). Первая книга Царств содержит в себе историю первого еврейского царя Саула с предшествовавшею историею пророка Самуила, при котором началось царское правление во Израиле и который помазал первых двух царей на царство. Вторая книга изображает царствование царя-пророка Давида до помазания Соломона, и историю разделившегося после него царства в той и другой его половине до смерти царя Иосафата. Четвертая книга Царств доводит историю царей до Вавилонсклго плена. "Из сих книг у Евреев первая соединяется с четвертою и также считается за одну книгу" (Ориген, Епифаний, Григорий Наз., Кирилл Иерус.).

"Здесь потребно исчислить царей Иудейских по четырем книгам Царств, показать, какой был конец деятельности каждого из них и годы царствования их. И во-первых будем говорить о царях Иерусалимских. По смерти Саула, царствовавшего 40 лет, царствовал Давид над всем Израилем также 40 лет: в Хевроне 7 лет, а над всеми Израильтянами 33 года. Он творил правое во искренности сердца. При нем были пророки: Сумуил, Нафан и Гад. Соломон, сын Давида, царствовал над всем народом также 40 лет. И при нем были пророки: Нафан и Гад. Ровоам, сын Соломона, царствовал 17 лет и творил лукавое. При нем разделилось царство, и с ним в Иерусалиме осталось два колена: Иудино и Вениаминово; в Самарии же десять колен. При нем были пророки: Ахия Силонитянин, самей и Адда. Авия, сын Ровоама, царствовал 3 года; сердце его не было подобно Давидову, но ходил он во грехах отца своего; при нем был пророк Адда. Аса, сын Авии, царствовал 41 год и творил правое; но высоты (на которых совершались идольские жертвы) и при нем оставались. Пророки его времени были: Азария, сын Ададов, и Ананий. Иосафат, сын Асы, царствовал 25 лет и творил правое; но высоты оставались. После и он подвергся укоризне за то, что был в дружбе с Охозиею, царем Израильским, и принимал участие в делах его. При нем были пророки: Илия, Елисей, Михей, Ииуй, сын Анания, Иозиил, сын Захарии и Елиезер, сын Додия из Марисиса. Иорам, сын Иосафата, царствовал 8 лет, и творил лукавое, ибо имел женою дочь Ахаава. При нем были пророки: Илия и Елисей. Охозия, сын Иорама, царствовал один год, и творил лукавое; после него Гофолия, мать его, семь лет. Иоас, сын Охозии, царствовал 40 лет. Он умертвил Захарию; но прежде того творил он правое всею душою своею, пока был жив мудрый Иодай и наставлял его. Его убили рабы в том деме Маллони. При нем пророчествовал Захария, сын Иодая. Амасия, сын Иоаса, царствовал 29 лет, и в начале творил правое, но не так, как Давид. И при нем были пророки, но имена их не записаны. Впоследствии Амасия, поразив жителей Сеира, возгордился сим, стал служить Сеирским идолам и, преданный врагам, был убит. Азария, он же и Озия, царствовал 52 года и в начале творил правое, подобно отцу своему; но от успехов в делах возгордился и восхотел сам воскурить фимиам во храме, что подобало совершать одним священникам; за сие был поражен проказою. При нем был пророк Исаия. Иоафам, сын Озии, царствовал 16 лет, творя правое подобно отцу своему. И при нем был пророк Исаия. Ахаз, сын Иоафама, царствовал 16 лет и творил лукавое. И при нем были Исаия и Одид пророки. Езекия, сын Ахаза, царствовал 29 лет и творил правое совершенно как Давид. И при нем был Исаия. В его время, Синахирим и Рапсак, ассирийские богохульники, за свое богохульство как сами были поражены, так и войско их, 185000 числом; в одну ночь их истребил Ангел. Приблизившись уже к смерти, езекия получил вновь продолжениежизни на 15 лет. Манассия, сын Езекии, царствовал 55 лет и творил лукавое. Он восстановил то, что разрушил Езекия и был вторым Иеровоамом так же, как прежде Самария. Посему он и был отведен пленником в Вавилон. Но в плену, как написано в книгах Паралипоменон, он раскаялся, и Бог возвратил его в Иерусалим и снова даровал ему царство. Он умер с покаянием и поучая народ служить Богу, но не был погребен в городе Давидовом, а в саду Озы. Амон, сын Манассии, царствовал два года и творил лукавое, подобно отцу своему, и убили его рабы его; он погребен в саду Озы, как и отец его. Иосия, сын Амона, царствовал 31 год. Еще в осьмилетнем возрасте народ поставил его царем, и он творил правое, во всем следуя Давиду, не уклоняясь на направо, ни налево; он и рощи идольские вырубил и уничтожил всех идолов. Будучи 16 лет, он взыскал закон и нашед его пренебреженным, установил читать его, и Пасху совершил как заповедано. Его умертвил фараон Нехао, при Ефрате, во время сражения. При нем были пророки: Иеремия и Софония, и пророчица Олдама, жена Селима. Иоахаз, сын Иосии, царствовал три месяца и творил лукавое; его отвел в плен фараон Нехао. И при нем был Иеремия пророк. Елиаким, другой сын Иосии, переименованный в Иоакима, царствовал 11 лет и творил лукавое. Иехония, сын Иоакима, царствовал три месяца, творил лукавое и был переселен в Вавилон. Матфанию, сына Иехонии, Навуходоносор поставил царем, переименовав в Седекию; он царствовал 11 лет и творил лукавое. И при нем был пророк Иеремия. До сего времени существовало царство Иудейское и было разрушено, подобно Самарии. Город Иерусалим был взят, и все отведены пленниками в Вавилон с сосудами (дома Божия)".

"Вот имена царей, бывших в самарии, и какой был конец деятельности каждого из них и сколько лет каждый из них царствовал. Иеровоам, сын Навата, царствовал 24 года. По разделении царств он первый царствовал в Самарии и творил лукавое, как никто другой. Опасаясь лишиться царства, он сделал двух золотых тельцов и обольстил народ, говоря: се бози, изведши тя из земли Египетския (3Цар12:28); он учредил и свои праздники, и своих жрецов, введя во грех всего Израиля, ибо все последующие цари подражали ему. При нем был пророк Ахия Силонитянин и другой обличивший его у жертвенника. Нават, сын Иеровоама, царствовал 2 года и творил лукавое. Из его рода никто уже более не царствовал. Вааса, из другого рода, царствовал 24 года и творил лукавое; и из его рода никто уже более не царствовал. Ила, сын Ваасы, царствовал 2 года и творил лукавое; и из его рода никто уже более не царствовал. Америй, из другого рода, царствовал 12 лет и творил лукавое. Ахаав, сын Амврия, царствовал 22 года и творил лукавок больше прочих. При нем были пророки: Илия, Елисей и Михей, и пророчествовавший Ахааву о Сирии и о сыне Адера, поразивший его язвою и изобличивший Ахаава, и многие еще, кроме того, сыны пророческие. Охозия, сын Ахаава, царствовал 2 года и творил лукавое. И при нем были пророки Илия и Елисей. Илия, по слову Господню, поразил его пятидесятиначальников огнем. Иорам, другой сын Ахаава, царствовал 12 лет и творил лукавое; и из его рода уже никто более не царствовал. При нем Илия был взят на небо; а Елисей оставался до времени Иероваама, сына Иоасова, царя Израильского. Были при них и сыны пророческие. Ииуй, из другого рода, сын Намессиев, царствовал 28 лет. Он истребил род Ахаава и пророков Ваала, и сокрушил истукан его. В этом он сотворил правое, и получил обетование, что потомки его будут на престоле до четвертого рода. Иоахаз, сын Ииуя, царствовал 17 лет и творил лукавое. Иоас, сын его, царствовал 16 лет и творил лукавое; он был в войне с Иерусалимом и взял оттуда золото и сосуды храма. Иеровоам, сын Иоаса, царствовал 41 год и творил лукавое. Захария, сын Иеровоама, царствовал 6 месяцев и творил лукавое. Доселе были царями потомки Ииуя до четвертого рода. Селлум, из другого рода, сын Иавмса, царствовал 30 дней и творил лукавое. Манаим, снова из иного рода, сын Гаддия, царствовал 20 лет и творил лукавое. Факия, сын Манаима, царствовал 10 лет и творил лукавое. При нем пророчествовали Исаия и Осия. Факей, из иного рода, сын Ромелиев, царствовал 20 лет; он убил Факию и творил лукавое. И при нем были пророки Исаия и Осия. Осия, из иного рода, сын Илы, царствовал 9 лет; он убил Факея и творил лукавое, не в такой мере, однако, как его предшественники. Осия был последним царем Самарии. При нем сие царство прекратилось и Самария погибла, а затем поселились на ней Ассирияне, от которых произошли Самаряне, называемые также Кутеями. К сему надлежит присовокупить, что всех лет, протекших при царях Иерусалимских, было 474. все цари, начиная от Давида, в числе 21, были одного рода Давидова, по преемству наследуя царство сын от отца; правое творивших было девять, а творивших лукавое двенадцать, не считая Гофолии. Всех же лет протекших при царях самарийских 269 и 30 дней; всех царей было 18 из восьми различных родов; все творили лукавое, уподобляясь в грехах Иеровоаму" (Синопсисы Иоанна Златоуста и Афанасия). 

Из содержания книг Царств св. отцы усматривают цель книги и высшие в ней назидания верующим таковые: 

1) В истории дома Давидова изобразить историю родства Иисуса Христа, сына Давидова по плоти. 

2) В изображении совокупной истории народа Израильского, непрерывных на него нападений со стороны врагов более сильных и многочисленных, чем он, предъизобразить малочисленность верующих, их всегдашнее томление и страдания от внешних нападений врагов спасения (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания), и, с другой стороны, силу Божественного промышления, проявляющегося в немощи". "Пока Израиль умел пользоваться Божественным промышлением, он жил в мире и тишине, и все ему были покорны; но когда он терял помощь Божию, он подвергался неприязненным нападениям" (Феодорит. Толк. на 3Цар. Вопр.36). 

3) Усматриваем из книг Царств и то, что ни в какое время Ветхого Завета языческий мир не был презираем. Храм истинному Богу, построенный Соломоном в Иерусалиме, один для всего Израильского народа, был открыт также и для язычников. В лице Тирского царя Хирама и его народа, языческий мир участвовал в самом построении ветхозаветного храма.