Kniga Nr1268

12. Св. Ефрем Сирин: «Он был сыном того Адама, над которым, как говорит Апостол, царствовала смерть» (Послание к Римлянам 5,15). (Толко-вание на Четвертое Евангелие. – Сергиев Посад, 1896. С. 293).

13. Св. Кирилл Александрийский: «Бог Слово... восприняв согрешив-шее естество, оправдав собственными подвигами...» (О вочеловечении Господа // Христианское Чтение. 1874. Ч. 3. С. 201-202.).

14. Св. Кирилл Александрийский: «...ибо что не воспринято, то не спасено» (Твор. Ч. 14. – Сергиев Посад. 1909. С. 86).

15. Св. Лев Великий: «Таким образом, при сохранении свойств того и другого естества и при сочетании их в одно Лице, воспринято величием уничижение, могуществом немощь, вечностью смертность» (Окружное или соборное послание святейшего Льва к Флавиану архиепископу Константнопольскму. Деяния Вселенских соборов. Т. 2. СПб. 1996. С. 233).

16. Cв. Лев Великий: «...бессмертный Бог не возгнушался сделаться человеком, могущим страдать, и бессмертный подвергнуться закону смерти» (Там же. С. 234).

17. Св. Иоанн Дамаскин: «Он, потому что уделил нам лучшее, и мы не сохранили, принимает худшее, разумею наше естество, для того, чтобы чрез Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию» (Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 4. С. 201).

18. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Слово «тленность» имеет два значения. Во-первых, оно означает человеческие немощи (пафи), как-то: голод, жажду, утомление, прободение гвоздми, смерть, или разлучение души с телом и тому подобное. В сем смысле мы называем тело Господа тленным, так как Он все сие принял добровольно. Во-вторых, тленность означает совершенное разложение тела на стихии, из которых оно составлено, и его разрушение. В сем значении тленность (ффора) у многих точно называется «истлением» (диафора.). Сего не испытало тело Господа, как говорит пророк Давид: «Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Пс. 15,10).

Итак, нечестиво утверждать, как утверждают нечестивые Иулиан и Гаиан, что тело Господа и до воскресения из мертвых было нетленным в первом значении слова тленность. Ибо, если оно нетленно, то не одной с нами сущности; и все, о чем повествуется в Евангелии, именно голод, жажда, прободение ребра, смерть было не действительно, а только мнимо. Если же сиe было мнимо, то и тайна домостроительства спасения есть призрак и обман; и Христос был мнимым и недействительным человеком, и мы спасены мнимо, а не действительно. Но да не будет сего, и говорящий сие да не наследует спасения! А мы получили, и получим истинное спасение. Что же касается до второго значения слова «тленность», то исповедуем, что тело Господа нетленно или неистленно, как предали нам Богоносные отцы» (Точное изложение Православной веры. с. 219-220).

19. Св. Григории Богослов: «Христос восприял худшее, чтобы дать лучшее, обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетой... » (Слово 1).

20. Св. Григорий Палама: «И (о, какое чудо!), не только Своим рождением облекается в поверженное естество. Сущий одного естества с Высочайшим Отцем, и не только приемлет эту крайнюю нищету, родившись в пещере, но сразу же, еще будучи во чреве Матери, воспринимает крайний приговор, бывший от начала нашему естеству, и сочисляется и записывается с рабами... » (Григорий Палама. Беседы. М. 1993. 4. 3. С. 183).

21. Cв. Григорий Палама: «...Который наше повинное естество соделал новым в Себе, восприяв его от девственных кровей, как соблаговолил, и Собою оправдал его... » (Григорий Палама. Беседы. М. 1993. Ч. 3. С. 208).

22. Св. Игнатий (Брянчанинов): «Богочеловек имел естество человеческое вполне ограниченное ...не только тою ограниченностью, с которой человек создан, но и тою, которая в гораздо большей степени явилась в естестве человека по его падении» (Соч. СПб. 1905. Т. 4. С. 346).

И не только ограниченность нашу добровольно принял на Себя Господь, но, по мысли блаженного Феодорита, и облагодатствован был по человечеству от Духа Святого, как все праведники: «Ибо, – писал блаж. Феодорит, – и Он по человечеству всю приял Духа благодать. «Отроча бо, говорит Евангелист, растяше и крепляшеся духом... и благодать Божия бе на Нем» (Лк. 2,40)» (Г. Фаст. Книга Песнь Песней Соломона. Сергиев Посад. 1995. С. 346).

Таким образом, очевидно не только то, какую природу вопринял Господь в Своем воплощении, но вскрывается и вся ошибочность монофизитского учения, настаивающего на восприятии Господом неповрежденной природы Адама. Как, например, писал папа Гонорий († 638): «Мы исповедуем в Господе Иисусе Христе и одну волю, ибо ясно, что наше естество принято Божеством не греховное, не то, которое повреждено после падения, а естество, созданное прежде грехопадения» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 6. Казань. 1908. С. 176-179).