Kniga Nr1276

Архиепископ Тиран, глава Армянской Апостольской Церкви в Москве, с возмущением заявил: «Мне стыдно повторять армянские фамилии людей, принявших участие в этом преступлении. Они должны ответить перед законом. Множество армян возмущены этим поступком так же, как и русские».

«Русскую женщину, которая уничтожила антисемитский плакат, удостоили государственной награды, – напомнил киноактер Н. П. Бурляев, президент международного кинофорума „Золотой Витязь“. – Я думаю, мы вправе и шестерых наших отважных отроков представить к награде за то, что они в безмолвной России вступились за веру православную и честь России».

Газета «Советская Россия» опубликовала открытое обращение к президенту, под которым стояли подписи ученых, художников, общественных деятелей, писателей (В. Г. Распутин, В. И. Белов, Л. И. Бородин и другие):

«В двадцатых годах прошлого века массовым погромам храмов и расстрелам священников предшествовала в печати подобная вакханалия богохульства... В обществе назревает, возможно, самое опасное противостояние – по религиозному и национальному признаку, в котором терроризм может стать лишь одной, далеко не единственной формой диалога одержимых... Из темных глубин сердца и подсознания поднимаются расчетливыми манипуляторами самые опасные инстинкты, противостоять разгулу которых не в силах ни одна государственная власть. Но, похоже, именно всплеск межнациональной и межрелигиозной розни планировали организаторы выставки „Осторожно, религия!“ с экспонатами исключительно антихристианской направленности, провоцирующими в первую очередь православных. Для того, надо полагать, чтобы объявить погромщиками тех, кто положит предел глумлению и святотатству. Две тысячи лет дано было, чтобы у неведающих распинателей Христа хотя бы потеплело сердце... Да, следуя Его заповеди, мы и сегодня должны прощать исключительно личные оскорбления и поношения, но не сатанинские ритуалы под видом перформанса. Владимир Владимирович! Православная общественность ждет от вас ясной позиции и взвешенного решения по всей проблеме в целом, чтобы предотвратить столкновение опасно поляризующихся сил... Засоряемый ежедневными бытовыми преступлениями эфир вольно или невольно отвлекает от осознания масштаба зреющей глубинной ненависти, тем более острой, чем развязнее ведут себя СМИ, работающие на деньги объявленных в международный розыск „предпринимателей“, изначально заинтересованных в социальном взрыве. По поводу любого другого конфликта, лишенного религиозной основы, обращение к власти привычно заканчивать мажорным „пока еще не поздно...“. Мы же, указывая на опасность, чреватую масштабным терроризмом, вынуждены напомнить более огненные слова Серафима Роуза, православного священника, американца по происхождению: „СЕГОДНЯ УЖЕ ПОЗЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ“» («Глумление. Открытое письмо президенту в связи с провокационной выставкой в Сахаровском центре», № 14, 06.02.2003).

История на этом, увы, не закончилась. В январе– феврале 2005 года в Москве в ЦДХ на Крымском валу прошла выставка «Россия-2», куратором которой был известный галерист Марат Гельман. (Этот человек в течение пяти лет работал политическим консультантом в Кремле и два года был директором аналитической программы на государственном Первом канале. Скандальную известность Гельман приобрел тем, что часто давал возможность выставляться в своей галерее Тер-Оганьяну и Кулику.) В числе экспонатов «России-2» был триптих с изображением полуабстрактных распятых фигур в языках пламени, скульптурное изображение иконы, заглянув в которую посетители могли увидеть фильм сексуального содержания, и композиция, на которой изображения Пушкина, Путина и иконы Христа демонстрировались на обнаженном мужском торсе. Вскоре девять художников из Московского союза художников (все – православные) подали гражданский иск против Гельмана и Центрального дома художников, где впервые появились эти работы. Однако на этот раз Замоскворецкий суд города Москвы истцам отказал и обязал их оплатить судебные издержки.

«У Гельмана до сих пор есть друзья в Кремле, и это помогло ему избежать уголовных обвинений, – прокомментировала события газета „Нью-Йорк таймс“. – Однако в интервью он сказал, что его не устраивают многие действия Кремля, в том числе последовательное подавление свободы слова, распространившееся с телевидения на искусство и литературу». «Нью-Йорк таймс» также сообщала, что «восьмого декабря большая подборка произведений с выставки „Россия-2“ будет выставлена в Нью-Йорке в галерее Уафт-бокс в Челси» («Московская выставка вызывает недовольство церкви и государства», 09.06.2006).

Кажется, все уже ясно. Выставки в Манеже, центре имени Сахарова и Центральном доме художников проводились на «гранты» заинтересованных лиц. Заинтересованных в том, чтобы вновь и вновь проверять реакцию «коренного населения» России. Заинтересованных в том, чтобы возмущенные верующие разгромили эти выставки. Заинтересованных в том, чтобы подобное событие было преподнесено всему миру как «гонения вандалов на искусство», «ущемление прав и свобод в России» и даже как «попытка клерикалов пролезть во власть». Заинтересованных, по-видимому, в новых актах глумления и вандализма в отношении Православия...

Но может быть, не все российские правозащитники лицемеры? Может быть, некоторым из них в самом деле кажется, будто они защищают право художников на свободу творчества и самовыражения?

Что ж, давайте немного порассуждаем. А что, если бы какой-нибудь московский центр имени Пуришкевича провел выставку «Осторожно, сионизм!»? И если бы на той выставке была выставлена картина под названием «Так держать!», изображающая замученных в концлагерях евреев? Или портрет академика Сахарова, изрезанный перочинным ножом и снабженный надписью «Смерть мировому масонству»? Пожалуй, реакцию «некоренного населения» легко представить. А теперь представьте, что в ответ на это – вполне понятное – возмущение, раздаются голоса, объясняющие, будто таким образом центр Пуришкевича осуществляет «перформанс, отражающий нашу действительность». И дескать, портрет академика Сахарова, изрезанный ножом, уже теперь не просто портрет академика, а «новое, альтернативное произведение искусства». Пофантазируем еще. Представим себе, что телевидение тут же показывает всей стране «экспонаты» выставки, а печать всего мира публикует гневные отклики на выступления «вандалов» против «искусства» и строит догадки, что, возможно, таким образом еврейская община России пытается «пролезть во власть». Представили? А теперь подумаем: на чьей стороне выступили бы в этой ситуации упомянутые ранее правозащитники и борцы за демократию? На стороне «свободных художников» или же все-таки людей, возмущенных кощунством? Ответ, думается, очевиден.

Нам, современным христианам, необходимо понять – наших врагов истина не интересует. Они знают, за что сражаются, и готовы использовать в этой войне любые средства. Как и у богоборцев-большевиков в революционные годы, у нынешних сатанистов от демократии есть один безусловный козырь: отсутствие совести.

Немного истории

...2 февраля 1991 года в Москве был убит игумен Серафим (Шлыков). Тридцатитрехлетний священник был убит у себя дома, на улице Верхней Красносельской, где снимал комнату у прихожанки. Отец Серафим в июле 1990 года был назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы в Путинках. Восстановление храма он надеялся закончить к Пасхе 1991 года.