Kniga Nr1281

Мы не любим и не хотим терпеть. Чуть ли не из-за каждого пустяка приходим в отчаяние. Хнычем из-за всего: кто-то посмотрел косо, на работе что-то не удалось, квартира тесная. А вы представьте себе, что оказались в концлагере, ваши дети - на улице, муж или жена расстреляны (не так уж давно такое случалось). И вот из этого положения "на нарах" посмотрите на свои нынешние страдания - они покажутся вам раем. Или современная ситуация: вы беженец, ночуете с детьми на бетонном полу на вокзале...

У нас-то в целом обычно все нормально, а мы все злимся и непрерывно ропщем, чем, собственно, и подтверждается, что благополучие никогда никакой духовной пользы никому не приносило. Вот Бог и отнимает иногда наш комфорт, чтобы мы страданиями очищались. Нам надо Бога благодарить за страдания, а теплой жизни не просить. Она нам вредна.

29. Мы говорим, что любим, а ничего не хотим за Него принять и перенести. А что Он за нас терпел? Досаждали Ему, укоряли Его, били, плевали на Него, распяли на кресте, - Он все перетерпел нашего ради спасения. (21)

Об этом мы очень часто читаем у святых отцов, но слова эти проскальзывают мимо нашего сознания. Понятно, почему проскальзывают, - потому что мы Христу не подражаем, не хотим взять на себя крест, ропщем, когда Бог возлагает на нас крест, не благодарим Его за это. Если бы стремились соединиться со Христом, то всякое посланное Богом страдание принимали бы с любовью и радостью, понимая, что это милость к нам Божья, доверие Божье.

Если с нами ничего неприятного не будет случаться, то мы, из-за своей лености, из-за своего равнодушия, Богу и не помолимся. Наши слова благодарности Богу особенно холодны. "Слава Богу" стало пустой поговоркой. А вздохи "Всё не слава Богу" - безумная хула.

Когда приходят скорбь, болезнь, несчастие, сердце легче открывается Богу. Он, зная нашу натуру, посылает то, что нам нужно. Если у нас все хорошо, мы духовно засыпаем, впадаем в гордость, перестаем заботиться о своем спасении. И потому Господь, как пишет преподобный Макарий Оптинский, попускает человеку вкусить горести скорбей, чтобы он имел смиренное мудрование и не надеялся на прочность и неизменяемость временного блага. Нам хорошо бы привыкнуть к той мысли, что все приятное в этой жизни временно. А мы успокаиваем себя мечтаниями, что вот сегодня хорошо и теперь всегда так будет. Вечно хорошо может быть только в Царстве Небесном.

Принимая от Бога скорби, мы должны помнить, что он посылает нам их по любви Своей. Бог все обращает во благо. Но если мы творим зло, если мы сами хотим злого, то будем за это отвечать. Если один человек убил другого, то убитый умер по воле Божьей, значит, пришло время ему умереть. А вот убийца виноват, поскольку действовал по своей злобе. Не нужно думать, что если мы грешим, то на это есть воля Божья. Воли Божьей на грех нет.

30. О вашем малотерпении. Советую вам себя увещевать и говорить: "Феофания! что ты малодушествуешь и не терпишь неприятных слов? Сам Христос Сын Божий чего не претерпел, и нам дал образ терпения, чтобы последовали стопам Его. (161)

Когда нас кто-то оскорбляет, очень полезно вспомнить о том, как Христос отвечал на оскорбления и мучения. Он не протестовал, не роптал на обидчиков и даже не осуждал своих убийц, а молился за них. Есть хорошая народная пословица: "Бог терпел и нам велел". Если станем подражать Христу в терпении, то уподобимся Ему и в славе, будем соцарствовать Ему в Царстве Небесном, для чего нас Бог и создал.

Единственный способ обрести мир душевный - это терпеть все, что посылает Бог, не исключая и оскорблений от людей. А всякая попытка обрести покой внешним способом будет лишь вести от беспокойства к беспокойству, и все данное нам Богом время мы проживем зря.

31. [Христос] так много возлюбил нас бренных и недостойных; а нам ли не стерпеть чего-нибудь, да еще за наши грехи? От высокоумия нашего мы не чувствуем милостей Божиих, мы не прилепились совершенно к Господу Богу, оттого нам все тяжело, все скучно, оттого все в неудовольствии, в прискорбии пребываете. (21)

Нам тяжело, оттого что мы в душе не соглашаемся принимать все происходящее в жизни как ниспосланное от Бога. Если бы по-настоящему поверили, что все, что посылает нам Господь, Он посылает по любви к нам, то терпели бы. Вот спортсмен терпит. Тренер говорит ему: "Поднимай штангу сто раз" - и он поднимает. - "Отжимайся пятьдесят раз" - и он отжимается... Если бы верили, что Бог хочет нашего спасения (как тренер хочет победы для спортсмена) и посылает нам только то, что для этого полезно, то всё терпели бы благодушно, не уклонялись бы и не ленились.

Своим ограниченным умом мы не можем до конца познать причин, по которым Бог посылает нам скорби, поэтому должны со смирением принимать их без особого рассуждения. И принимать не с рабской покорностью (как бывает, раба наказывают, и он вынужден терпеть, но злобствует на своего господина), а именно с благой покорностью, то есть с сыновним отношением, с благодарностью.

32. Когда кто скорбит, утешать себя надобно мыслию, что Бог милостив, - и скорбь пройдет. (32)