Kniga Nr1281

Вообще, надо сказать, что многие привычные для нашего слуха формулировки, которые встречаются в Священном Писании и у святых отцов, часто плохо нами продуманы и не по-христиански поняты. Христианское же понимание предполагает, что абсолютно все внешние обстоятельства посланы Богом и как таковые заслуживают с нашей стороны только благодарения.

37. Мы думаем, что скорби так, просто приходят. Нет! Господь Бог посылает, чтобы мы познали, что не достигли еще смирения, терпения. (393)

Ничего никогда не бывает без Божьей воли, в том числе неприятностей и несчастий. Поэтому нелепо обижаться на людей. Обижаться на Бога - это уже полное безумие. Хотя, как ни странно, такого рода безумие встречается, кажется, чаще, чем обычные душевные расстройства. Очевидно, оно является следствием нашей непомерной гордости. Мы мним себя судьями не только над людьми, но и над самим Богом, потому что Он нам чем-то не угодил, чего-то не устроил, от наших грехов не избавил. Ропщем: почему Бог меня не исправляет? Логичнее было бы удивляться, почему Он нас до сих пор вообще терпит. По справедливости, Господь должен был бы нас давно истребить за наши грехи, а Он все щадит нас, все ждет нашего покаяния.

"Мы по гордости и по грехам нашим сами причина своих скорбей" - это высказывание великого старца Илариона Троекуровского. И преподобный Амвросий Оптинский говорил: "Древо наших скорбей выросло на почве нашего сердца". Никаких скорбей, которые не были бы порождены нашими страстями, нет и быть не может.

38. "Наше бо житие на небесех есть" (Флп. 3, 20). Не отчаивайтесь в милости Божией. (112)

Мы часто малодушествуем и жалуемся на прискорбности нашего временного жития, но временное, оно и есть временное и перед вечным совершенно ничтожно. Нужно помнить, что истинная наша жизнь все-таки на небесах. Все временные скорби только упражнения, любовные наказания, наставления от Бога для подготовки нас к вечности. Больному не всегда приятно терпеть процедуры, но если он лежит в хорошей клинике и знает, что его лечат хорошие врачи, то он любым процедурам радуется и благодарит за них. Наш небесный Врач всемогущий, любящий, всеведущий, и поэтому все, что Он с нами делает, нам на пользу, поэтому мы всегда должны его благодарить и не отчаиваться в Его милости.

Всякая болезнь - дар Божий, вразумление Божье. И дар этот служит нашему преуспеянию, если мы благодарим за него. Великие муки претерпел Иов Многострадальный. Муки душевные: погибли все его дети, все имущество, осталась только одна безумная жена, которая соблазняла его на хулу. Муки телесные: он был поражен страшной болезнью. Но претерпел, благодаря и прославляя Бога. Такое терпение привело его к великой славе и на земле, и на небесах. Надо и нам немного потерпеть, благодушно принимая болезни от Бога, и мы тоже увидим славу Божью.

39. Пишете, что тяжко грустите, но причины, отчего случилось, хотя не упоминаете, но известно, что грусть не от Бога, а от врага душ наших; иго Христово не тяжко, по слову Его святому: Иго Мое благо и бремя Мое легко есть. Сие Он изволил пречистыми Своими устами сказать, а наложил на вас иго тяжкое враг. (163)

Благая и спасительная печаль - это когда мы скорбим о своих грехах, но надеемся на милость Божью, получая таким образом силы для борьбы со своими страстями. А всякая печаль о житейских делах - это печаль, которую нужно преодолевать. Причина того, что мы переживаем свой жизненный крест как некую тяжесть, не в Боге, а в наших страстях и бесовских наваждениях, потому что мы полюбили не то, что должно, и, когда нас лишают того, что мы любим, нам, конечно, бывает тяжело. Так же, как у наркомана начинается "ломка", когда его лишают наркотика. Причина его страданий - не некое вещество, а пристрастие к нему.

40. Если хочешь спастись и бремя греховное уничтожить, то надобно себя укорять, бранить и за нетерпение плакать; всех почитать, яко вам они родные сестры, всех любить - и так спасетеся. (180)

Если хотим уничтожить греховное бремя, то должны всегда себя укорять, прося Бога об очищении сердца от страстей. Пришел ли греховный помысел, кто-то нас оскорбил - что бы ни происходило, мы должны всегда себя искренне укорять, и тогда страсти отступят.

Когда человек не делает нам того, чего мы от него ждем, значит, Бог не извещает его. И неважно, хороший ли человек или нет. Все в руках Божьих. Когда Ему угодно, Он и в злого человека вложит доброе отношение, и он станет нам помогать. А если Богу не угодно, то и все ближайшие люди отвернутся. А уж если Бог захочет наказать нас и смирить, то все творение поднимется против нас. Лучше уж смириться перед Богом и потерпеть малое наказание, чем роптать, бунтовать и поднимать против себя всю тварь.

41. Если тебя обидят или претерпишь страсть, - попротивься своим худым мыслям. Довольно и сего мучения. (205)

Это ответ монахине, которая, очевидно, мечтала о подвиге мученичества. Истинный подвиг - это борьба со своими страстями. Он и вменяется в мученичество. По-гречески мучеников называют "мартирос", что переводится как "свидетель". Мученик своею жизнью свидетельствует о реальности Царства Небесного. Мы люди маленькие, немощные, поэтому Бог не посылает нам великих скорбей, но то малое, что посылает (огорчения, болезни, страдание от собственных страстей), должны с благодарностью потерпеть и этим тоже засвидетельствовать реальность Царства Небесного.