Kniga Nr1281

Мы вечно ропщем на материальные обстоятельства. Когда этим занимаются люди, не верующие в Бога, полностью погрузившиеся в свои земные интересы, тут сказать нечего. Когда же христианин начинает причитать, что все дорого, что мы голодаем, что от трудностей продохнуть нельзя, - это уже клевета на Бога, потому что, слава Богу, все мы пока еще сыты, одеты, трудности наши терпимы. А вот если будем продолжать грешить, то, не ровен час, Господь нас и накажет за наш малодушный ропот. Нам бы следовало отдавать себе отчет в том, что мы ничего хорошего не достойны, и при этом за все Бога благодарить, тогда можно надеяться, что Господь умножит наше духовное, а возможно, и материальное достояние.

Если человек с благодарностью принимает дарования Божьи, то это как бы побуждает Бога умножать их. Но дело не в том, чтобы просто сказать: "Господи, благодарю тебя". Мы по большей части считаем себя достойными Божьих даров, а нередко чувствуем себя заслуживающими даже большего. Поэтому Бога благодарим формально, как бы между прочим. Но тем самым мы прибавляем к своим грехам еще и лицемерие. И потому Бог по своей милости, чтобы не умножались наши грехи, не посылает нам духовных даров. Он сдерживает свою щедрость, ожидая нашего покаяния.

47. Не думайте, чтобы Господь Бог не призирал на ваши труды, на ваше терпение: Он на все доброе призирает, и, если поживете так, не оставит вас. (395)

Если терпим, несем свой крест, не нужно малодушествовать и думать, что Бог будто бы не видит нас, будто забыл нас. Если живем без ропота, то, конечно, Бог с любовью на нас взирает и, конечно, мы получим благое воздаяние даже за свои малые труды, причем незаслуженно большое, намного превосходящее наши труды и жертвы.

48. Смерти желать и просить не надобно, а молиться: да будет воля Твоя святая. (25)

Некоторые люди, особенно больные или очень старые, просят себе смерти. Напрасно, потому что Бог знает, когда забрать душу. Нужно все страдания, которые посылает Бог, принимать и с благодарностью терпеть, так как они служат очищению нашей души и подготовке к Царству Небесному.

Христианское благоразумие требуется также в отношении к болезням. "Тот, кому послана будет болезнь, должен проводить время в благодарении Богу", - пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Заметьте, не в ропоте и не в поиске каких-либо срочных исцелений. Конечно, по немощи всем нам благословляется медицинское лечение, уж очень немного таких людей, которые могли бы, с пользой для себя, твердо терпеть болезнь, не прибегая ни к каким средствам облегчить ее. Немощен дух наш, потому обращаться за помощью к врачам мы вынуждены, но должны при этом помнить, что всякий недуг - это посланная нам милость, за которую необходимо благодарить и славословить Бога.

Не забудем поблагодарить Господа и после того, как получили исцеление через таблетки, процедуры и операции, ибо через врачей, через аппараты и препараты действует тоже Бог. Забывая о благодарности, человек рискует подпасть под гнев Божий, когда Господь начнет вразумлять более сильными болезнями, давая понять, что исцеление в любом случае подается от Него. Искренне благодаря Бога, человек получает покой и утешение. Это реальный опыт духовной жизни не только святых, но и всякого христианина. Каждый, попытавшись, убедится, что если, не торгуясь с Богом, от души благодарить и славословить Его, то в сердце воцаряются мир и тишина, которые являют собой залог вечного утешения.

49. Немного в здешней жизни и потерпеть-то. (396)

В Отечнике есть рассказ о том, как бесы пытались привести подвижника в уныние, предрекая, как тяжело ему будет жить в пустыне долгих семьдесят лет. А он им на это отвечал, что готов терпеть хоть двести лет. Про все скорби, которые нам приходится терпеть, можно сказать, что они временны и даже кратковременны. Всегда, когда случается неприятное, нужно успокаивать себя тем, что все это лишь на время, что претерпевшего ждет бесконечное блаженство. Всегда нужно помнить, что болезнь временна, а жизнь вечна.

Искушения

Человек познается в искушении * Грешим, потому что грешные * Ожидай ударов в слабые места * Благодари за скорбь * Бесовские козни для нашего обучения * Во гневе - молчи * Скука - пленение демоном уныния * Двумя ногами в гробу, но у телевизора * Бесы выманивают нас из глубины нашего сердца * Что нас гонит из храма * Обиды и оскорбления нужны и полезны * Перенеси искушение с благодарностью * Истребить ветхого человека * Соблазн магического пути * Поиск виновников разжигает злобу *

50. Без искушений нельзя. "Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение" (Сир. 2, 1). (390)